- Анзор, расскажите, что представляют собой нынешние протесты в Тбилиси? Это что, майдан, новая цветная революция?
— Я бы призвал не называть эти протесты очередной революцией или очередной попыткой майдана. Не стоит также тут искать ни руки Вашингтона, ни руки Москвы или еще какой-то столицы — тут ее нет. Это точно. Это просто протест оппозиции.
Абсолютно все грузинские оппозиционные силы выступили единый фронтом, и власть осталось без единого союзника, без единого сателлита в оппозиционном поле Грузии. Это было вызвано тем, что после известных июньских событий этого года, когда в Грузии был политический кризис после визита российского депутата Гаврилова в нашу страну, Бидзина Иванишвили, неформальный лидер страны, выступил с обещанием, что в стране будет проведена конституционная реформа. После нее у нас будет новая избирательная система. С этим согласился весь политический спектр Грузии.
Более того, намерение провести конституционную реформу в Грузии было озвучено с высокой трибуны ООН премьер-министром Грузии три месяца тому назад.
Все политические партии ждали эту конституционную реформу и выборов в 2020 году, которые должны были пройти по этой новой системе.
Но произошло неслыханное: депутат Иванишвили и депутаты, которые связаны с ним родственными узами, провалили эту реформу. Просто власть видела, что ее популярность резко падала. В итоге в 2020 году им бы пришлось делать коалиционное правительство. Для этого надо было бы искать партнеров в политическом спектре.
Вот этот неслыханый и циничный шаг Иванишвили вылился в протесты на проспекте Руставели, где вместе протестуют партии, лидеры которых еще несколько дней назад даже не здоровались.
Так что все, что вы видите, это общенациональный процесс, который поддерживается всеми партиями. Более того, из «Грузинской мечты» Иванишвили ушли 12 депутатов, включая трех председателей парламентских комитетов.
Так что я еще раз призываю не искать в этих событиях руки Вашингтона либо Москвы. Это внутригрузинский процесс в Грузии.
- Тут у нас, в Москве, говорят, что именно благодаря вам протестующие не выдвигают никаких антироссийских лозунгов. Это правда?
— Мы с самого начала постарались, чтобы процесс пошел нормально. Наша партия «Единая Грузия» приложила к этому большие усилия. Неправильно было бы переводить этот процесс в антироссийскую истерию, потому что, я повторяю, это внутреннее дело Грузии. Это было вызвано циничным решением Бидзины Иванишвили.
Мы попросили наших коллег-оппозиционеров, чтобы процесс не выходил из-под контроля, чтобы не произошло то, что произошло 20 июня этого года. Наш процесс имеет поэтому адекватное лицо. Мы адекватно сформулировали свои требования. Мы просто хотим показать всему миру, в том числе русскому народу, что это протест против циничного шага власти.
- Принимает ли в протестах участие каким-то образом Михаил Саакашвили? Может ли он лично возвратиться в грузинскую политику?
— Я категорически исключаю какую-либо возможность этого возвращения на волне протестов. Более того, ни о каком участии в этих процессах Саакашвили речи быть не может. Это даже не отрицают лидеры его партии, которые участвуют в этих протестах. Просто кто-то из политиков, которые имели отношение к «Грузинской мечте», хотят приписать эти протесты Михаилу Саакашвили, но это им не удастся. В реальности всем понятно, что в этих процессах участвует объединенная оппозиция.
Саакашвили тут не у дел. Просто в интересах Иванишвили использовать имя Саакашвили. Мол, за протестами стоит беглый президент. Мы никогда не допустим того, чтобы эти процессы способствовали возвращению Саакашвили в политику.
- Представители Украины принимают какое-либо участие в этих процессах?
— Нет. Вы так спрашиваете, потому что, наверное, заметили украинский флаг на митингах. Есть некая группа людей, которые, выходя на митинги протеста, приходят туда с украинскими флагами. Они просто выражают свою солидарность с украинским народом. Ничего другого за этим не стоит.
- Скажите, российскому туристу, российскому гражданину безопасно сейчас во время протестов находиться в Грузии? У него не будет никаких проблем?
— С уверенностью могу вам заявить, что ни при каких политических раскладах российским туристам и российским гражданам ничего никогда не грозило и грозить не будет.