Важность принятия закона, вводящего рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения, для будущего Украины сложно переоценить. Не зря к решению этой проблемы украинские политики не могли подступиться многие годы. Главный и по-настоящему бесценный ресурс страны — ее уникальные черноземы — теперь выводится на товарный рынок.
Какие последствия может иметь вчерашние решение украинского парламента сейчас крайне сложно предсказать, но исторический опыт украинского государства свидетельствует о том, что из всех возможных вариантов реализуется самый негативный и разрушительный.
В условиях деградирующей экономики, правового нигилизма и полной зависимости национальных политиков от внешних сил сложно себе представить, что столь неоднозначный законодательный акт будет работать в интересах украинского общества, а не превратится в закрепление колониального состояния страны с гигантской коррупционной составляющей для местного чиновничества.
Именно такие мрачные предсказания озвучиваются пользователями соцсетей после решения Верховной Рады о принятии закона, открывающего дорогу к обороту сельхозземель.
К примеру, глава Национального банка Украины в 2010-2012 годах Сергей Арбузов согласен с тем, что парламент сделал первый шаг для введения рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения, вот только насколько удачным будет этот шаг, политик оценить не решился.
«Исторический для Украины момент. Хороший или нет покажет время.
Принят в первом чтении законопроект о рынке земли. Украинский парламент сделал первый шаг для введения рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения.Судя по поведению Премьера в ВР — его задача была только в этом и он ее исполнил», — написал он на своей странице в соцсети Facebook.
Более откровенно о судьбе украинской земли высказывается председатель Союза политэмигрантов Лариса Шеслер, которая указывает, что для будущего страны существует огромная разница, кто в конечном итоге купит украинскую землю. При этом она убеждена, что, к сожалению, Украине уготован колониально-африканский вариант развития событий.
«Совершенно очевидно, что при капитализме земля не может быть общенародной собственностью. Вопрос только в том, кто контролирует эти ресурсы — западные корпорации или свои олигархи в форме государственной компании. Но, как ни странно, даже для простого гражданина разница есть, и она огромна…
Главный оставшийся ресурс Украины — земля. Давно разрушены отрасли, где она лидировала — судостроение, авиа и ракетостроение, разъехались по европейским весям сварщики и электротехники, врачи и конструкторы.
И вот теперь земля пойдет с молотка, безусловно, ею завладеют транснациональные корпорации, которые используют ее для выращивания рапса и подсолнечника. А людишки — пошли вон», — рассуждает о самом вероятном сценарии развития событий Шеслер.
При этом председатель Союза политэмигрантов подчеркивает, что к этому закону украинские политики шли долго, сознательно погружая страну в безнадежные долги перед западными финансовыми институтами.
«В 2021 первом году размер возвращаемых долгов еще выше. Вот и создается искусственно необходимость для возвращения долгов, взятых под огромные проценты без всякой необходимости, искать ресурсы в государственных закромах. А вот и ресурс — земля. Продадим землю, отдадим долги», — замечает она.
Очевидную зависимость непомерного внешнего долга и столь настойчивое стремление новой власти принять закон о продаже земли отмечает и общественный деятель, глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко.
«Для понимания баталий по земле. Закон об обороте земель — первый шаг. Второй — увеличение налога на землю, чтобы пай в собственности стал обузой для бедных селян, чтобы владельцы паев их вынуждены были продать.
Об этом слуги Сороса вам не расскажут сегодня. Многие из них даже не понимают всей игры. Шаг за шагом, земля уйдёт в руки западных латифундистов. За бесценок. И потом уже наши фермеры будут вынуждены арендовать поля у них и отдавать 70% прибыли с каждого гектара за аренду», — предсказывает вероятный сценарий развития событий на Украине Скубченко.
Нужно признать, что нерешенность земельного вопроса в течение десятилетий создало целую систему нелегальной скупки земли, которой успешно пользовались украинские чиновники и агробизнесмены. Парадоксально, но именно они наряду с простыми крестьянами выступали самыми ярыми противниками этого закона, правда, мотивы их были далеки от бескорыстных.
На это, в частности указывает украинский экономист Александр Гончаров.
«Сразу надо признать, что локти кусают сейчас держатели крупнейших земельных банков, которые они сформировали на условиях аренды и иных «схем» из земельных паев.
Несомненное достижение предыдущей власти — это то, что за последние 4-е года арендная стоимость аграрной земли упала на 25%! Теперь, как заверяют в Минэкономразвитии, с открытием рынка земли один её гектар будет продаваться на уровне 2200 долл. США», — считает экономист.
Ожидаемую реакцию земельный закон вызвал у украинских политиков «левого» толка, но здесь скорее нужно говорить о фундаментальных идеологических мотивах.
Так, один из лидеров «Союза левых сил» Максим Гольдарб уверен, что разрушительная законодательная норма о продаже земли принята в угоду МВФ, а принявшие её депутаты — настоящие предатели государственных интересов Украины.
«Сегодня одна из самых позорных страниц в истории парламентаризма в Украине. За эти годы наша страна пережила разных проходимцев и негодяев во власти, но назвавшиеся «слугами» по своей продажности и циничности превзошли всех предшествующих.
Абсолютно реально «слуги народа» превратились во врагов народа, выставив на продажу самый дорогой украинский актив, по сути символ Украины, — её землю», — написал он.
В то же время экс-замгенпрокурора, народный депутат Ренат Кузьмин обратил внимание, что аргументация, которую использовала фракция «Слуга народа» при агитации за принятие закона о продаже земли, была откровенно лживой.
«Слугам раздали методички. Публикую фото методички. Слов нет. Цензурных. Особенно радует п. 14. Без комментариев.
"Пункт 14. (Перевод. — Ред.) Пять лет Украина сдерживает военную агрессию России. Западные партнеры нам помогают и поддерживают нас, но защищать Украину они начнут только тогда, когда здесь будет их капитал и их активы. Открытый рынок земли для Украины — это путь экономического роста и неоспоримый фактор безопасности в условиях агрессии России"».
Еще на одну потенциальную опасность нового закона и его применения в украинских реалиях указывает экс-глава Госагентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины Владимир Семиноженко. Он справедливо считает, что правительству и парламенту, прежде чем выносить вопрос о продаже земли в Раду, нужно провести серьезную научную и общественную дискуссию по данному законопроекту.
«Меня сегодня гораздо больше, чем шоу в Раде и около неё, удивляет кричащее дилетантство в подходе к регулированию рынка земли. Ведь в Украине существуют уникальные организации, научные институты, которые системно, на мировом уровне, занимаются вопросами земли, анализом почв.
Понятно, что сначала должны пройти слушания, должны высказаться эксперты, профильные институты должны дать свои заключения. И только потом должен готовиться и приниматься законопроект.
Прежде всего должен быть проведён системный анализ почв. В последний раз этот делалось в 1993 году. Раз в двадцать лет должна проводится бонитировка почв (от латинского bonitas — доброкачественность, сравнительная оценка качества почв, их потенциального плодородия и производительной способности). Почему это важно? Потому что главным требованием к собственнику земли — должно быть поддержание качества грунтов. И если люди, став собственниками земли, наносят ущерб ее плодородию, то это должно стать поводом отмены договора купли-продажи и применения мер правового порядка. Кроме бонитировки, нужно законодательно обеспечить также систему мониторинга и контроля состояния почв», — указывает Семиноженко
Для решения этой сложнейшей проблемы экс-глава Госагентства по вопросам науки, инноваций и информатизации предлагает по примеру президента США Франклина Рузвельта создать на Украине Государственное агентство по контролю почв для сопровождения всего процесса открытия рынка земли. Вот только в реальность этого предложения в современной Украине, похоже, он сам не верит, ибо изначально команда Зеленского ставила пред собой совершенно иные цели.
Подводя некий промежуточный итог рассуждений пользователей соцсетей о последствиях принятия Верховной Радой закона о продаже земли, можно точно сказать, что Украина уже никогда не будет прежней.
13 ноября 2019 года украинские политики перешли условный «земельный Рубикон», и пути обратно к общенародной собственности на землю, которую Украина получила от столь проклинаемого ныне Советского Союза, уже нет. Страна вступает в неизвестное либертарианское будущее, в котором, по всей видимости, места традиционным украинским сантиментам о земле уже не будет.