В заголовок текста вынесено название известного фестиваля культуры и искусств в Витебске, который был призван (хотя бы раз в году) объединить и примирить культуры, долгое время развивавшиеся параллельно, взаимно и из общего корня. С недавних пор фестиваль перестал быть сугубо славянским, на последний было заявлено 18 стран, победил участник из Казахстана, второе место занял грузин, а третье поделили Украина и Россия (что уже, само по себе, примечательно).
Налицо увеличение масштаба и значимости события, преследующего не только культурные цели. И, судя по некоторым сигналам, цели эти — фестивалями, дипломатией и другими способами — достигаются неуклонно, хотя и не без препятствий.
Одним из препятствий для некоторое время назад популярной экономической модели "от Лиссабона до Владивостока" стала война в Украине. Как у всякого конфликта подобного рода, у этого тоже много причин и поводов. Которые по отдельности долгое время нивелировались, пока не стала явной перспектива реализации вышеупомянутой модели. В связи с этим и китайская инициатива "Один пояс — один путь" из шелковой стала для украинцев льняной и конопляной: обеднел потенциальный партнер Поднебесной, последнее собирается уже выставить на распродажу — чернозёмы.
Здесь уместно вспомнить, что бомбардировка самолетами НАТО Белграда и других городов СФРЮ пришлась как раз на внедрение такой новой валюты, как евро. Евро был введён в безналичное обращение 1 января 1999 года. А бомбардировки начались 24 марта того же года. Читатели со стажем могут вспомнить, что курс тогда этой общеевропейской деньги к доллару США заметно пострадал. "Совпадение? Не думаю!", как принято говорить в таких случаях. Припоминается также, что эта агрессия свершилась при отсутствии мандата ООН на военные действия и при отказе Австрии и Швейцарии потворствовать такому бесчинству. А также при полном содействии Албании, Болгарии. Венгрии и Румынии — уж больно хотелось попасть этим странам на англосаксонскую кухню восточноевропейской челяди.
Вот и война в Украине на время, но не навсегда отодвинула мечту европейских политиков построить горизонтальную ось — аналог Великого шелкового пути без конвертации европейских ценностей транзитом через доллар США. На одном конце этой оси португальская столица — вроде бы, не особо веский аргумент в глобальной экономике. Но на другом — ворота в Тихоокеанский регион. А там, как известно, находится целый ряд выгодных торговых партнеров. И терять на логистике через Суэцкий канал совсем не хочется — это же только британский фунт укреплять, а он после Брекситa европейцам и вовсе неинтересен.
Вот и выходит, что своя, романо-германская, рубашка в преддверии зимы оказывается ближе к телу. С раскосыми глазами "азиатских тигров" и под русскую плясовую. А базар, конечно, об этом будет славянский — английский язык европейские полиглоты не сильно жалуют. Совершенно обоснованно считая свои немецкие да французские диалекты ничем не хуже. Что уж говорить о тех же Австрии с историческим мультикультурализмом Габсбургов или Швейцарии с равноязычными кантонами! Как к этой ситуации приспособиться Украине с ее очередным всплеском национал-большевизма — забота отнюдь не Меркель и Макрона, хотя им и приходиться отвлекаться от глобальных проблем. Риторический вопрос: а чья?
Пока же вышеупомянутый фестиваль под эгидой не в пример другим славянским правителям дальновидного Батьки становится событием европейского, а то и всемирного масштаба. По крайней мере, о благоприятных условиях евроазиатского региона для всех положительных инициатив говорит не только автор этих строк, но и вызывающие доверие инсайдеры. Пусть это путь пока и не шелковый, но верный.