Началось все еще этим летом, в июле, когда после бескровной революции и спешного отъезда из страны Плахотнюка премьер-министр Молдавии Майя Санду встретилась в Киеве с президентом Украины Владимиром Зеленским. К тому времени контрабандный канал, несмотря на отсутствие во власти Порошенко и Плахотнюка, продолжал функционировать. Представители двух стран решили, что с этим пора кончать, и договорились об ужесточении контроля на украинско-приднестровской границе. «Мы хотим установить постоянный и полноценный совместный контроль над границей, для того чтобы защитить границу от преступности и контрабанды», — заявила в июле Санду.
Чертова дюжина КПП
О том, что с контрабандой необходимо бороться, в Молдавии внезапно вспомнили буквально в этот четверг — после провала очередного раунда переговоров в формате "5+2" по приднестровскому урегулированию в Братиславе, который завершился без подписания итогового протокола, а главы делегаций демонстративно не вышли к прессе. Премьер-министр Санду высказалась по этому поводу следующим образом: «Прежде чем обсуждать какие-либо дальнейшие шаги, нам необходимо уточнить конечную цель. И когда всем станет ясно, что решение находится только в конституционных границах Молдавии, мы можем обсудить это более конкретно. Но я повторяю: сейчас нет ни внутренних, ни внешних условий. Сейчас мы сосредоточились на сокращении контрабанды и ликвидации коррупционных схем в этой зоне».
Иными словами, Санду, понимая, что переговоры с властями Тирасполя зашли в тупик, решила зайти с другого бока, вспомнив о договорённостях с президентом Украины Зеленским. «Надеюсь, что в ближайшие несколько недель мы подпишем протоколы с Украиной, чтобы увеличить число пунктов совместного контроля на приднестровском участке границы», — заявила Санду.
Всего планируется открыть 13 совместных молдавско-украинских пунктов пропуска на границе Украины и Приднестровья. Что это значит для региона?
Били по «контрабасу», попали по лекарствам
До настоящего времени совместный молдавско-украинский контроль на въезде в Приднестровье осуществлялся на пропускном пункте «Кучурганы-Первомайск». Грузы, следующие в регион, проходят таможенное оформление в молдавских уполномоченных органах после предварительной регистрации в качестве экономического агента Молдавии.
И вот тут начинаются казусы. Так, например, некоторые недорогие медикаменты так и не были доставлены в Приднестровье из Украины из-за отсутствия у них сертификации в Молдавии. И это не шутки: более 60% медико-фармацевтических препаратов, которые завозят в Приднестровье, не зарегистрированы в Молдавии. Это значит, что они могут быть уничтожены на пункте пропуска согласно молдавскому законодательству.
В Тирасполе прямо говорят о том, что открытие новых КПП приведет к блокаде региона и призывают к переговорам. МИД Приднестровья подчеркнул, что «нежелание выслушать аргументы приднестровской стороны и отказ от обсуждения данной проблемы в формате "5+2" "служат неопровержимым доказательством исключительно политического характера действий Молдовы и Украины, осуществляемых под прикрытием ряда международных участников».
«Позиция Приднестровья по этому поводу хорошо известна, — заявил СМИ депутат приднестровского Верховного совета Андрей Сафонов. — Приднестровье выступает против установки этих постов, полагая, что это является средством установления контроля над движением товаров и пассажиропотоком. И, следовательно, это ведет к ущемлению приднестровского суверенитета и свободы работы в сфере экономики, а также к возможной фильтрации людей, которые будут переходить границу. Мне кажется, что в данном же случае мы имеем дело с политическим проектом, политическим актом, направленным на ужесточение контроля вокруг Приднестровья и в конечном счете — для давления на само Приднестровье. Причем это однозначно западное давление: руками Кишинева и Киева хотят стравить Украину и Молдову с Приднестровьем для того, чтобы удушить Приднестровье, а с другой стороны — ликвидировать российское влияние на берегах Днестра».