В воскресенье, 13 октября, агентство Bloomberg опубликовало заявление адвоката Джорджа Мезайреса о том, что в конце месяца Хантер Байден выйдет из совета директоров частного инвестиционного фонда BHR, который учредил в 2013 году совместно с владельцем китайского частного инвестиционного фонда Bohai Capital Джонатаном Ли. Кроме того, он пообещал в случае победы своего отца на президентских выборах 2020 года не работать на какие-либо иностранные компании и не входить в состав их правления.
«При администрации Байдена Хантер будет готов соблюдать все без исключения руководящие принципы и стандарты, которые президент Байден может ввести с целью разрешения конфликтов интересов или предотвращения возникновения таких конфликтов, в том числе любые ограничения, связанные с зарубежными бизнес интересами», — говорится в документе.
3 октября президент США Дональд Трамп, выступая перед журналистами, призывал власти Китая провести расследование деятельности бывшего вице-президента США Байдена и его сына, при этом не исключил, что обратится с такой просьбой лично к председателю КНР Си Цзиньпину. Позже официальный представитель МИД Китая Гэн Шуан заявил, что Пекин не намерен вмешиваться во внутренние дела США, тем самым дав понять, что никаких дел в отношении американских политиков проводиться не будет.
Байден-младший погряз в Китае по уши
23 сентября на полях Генеральной ассамблеи ООН президент США сказал журналистам: «То, что сделал Байден, — это позор. Его сын брал деньги от Украины, от Китая — много денег от Китая. Китай хотел бы видеть Байдена (на посту американского президента — ред.), потому что он отменит эту отличную (торговую — ред.) сделку, которую мы собираемся заключить».
По информации его адвоката Рудольфа Джулиани, Хантер Байден незаконным путём получил от Украины $3 млн, а от Китая — $1,5.
Комментируя ситуацию, официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан на брифинге 30 сентября лаконично сказал: «Все эти обвинения полностью ложные».
Однако существуют неопровержимые факты о делах, которые Хантер Байден провернул в Поднебесной. 8 июля в журнале The New Yorker вышла статья под названием «Не пустит ли Хантер Байден под откос предвыборную кампанию своего отца?» В журналистском расследовании, которое заняло аж 25 страниц, рассказывается не только о его детстве, юношестве и отрочестве, но и о деятельности в других странах.
Через пять месяцев после назначения Джо Байдена вице-президентом США, в июне 2009-го, его сын вместе с Девоном Арчером, занимавшимся финансами в азиатском представительстве Citibank, а также Кристофером Хайнцем (пасынком Джона Керри, который тогда занимал пост председатель комитета Сената по внешней политике, а в 2013 году стал госсекретарём США) учредили компанию Rosemont Seneca Partners. В то время партнёры Хантера уже владели инвестиционным фондом Rosemont Capital.
В июне 2013 года Байден-младший и Арчер, которые соглашались на любые сделки, в отличие от Хайнца, отказывавшегося от дел, которые могут привлечь внимание общественности, учредили совместно с владельцем китайского частного инвестиционного фонда Bohai Capital Джонатаном Ли фонд BHR Partners, специализирующейся на инвестировании средств китайцев и потенциально граждан других стран в компании, расположенные за пределами Поднебесной.
В декабре того же года Джо Байден полетел с визитом в Пекин, сын напросился сопровождать его. Как рассказал один из сотрудников BHR, по прибытии в Китай Хантер организовал встречу своего отца с Джонатаном Ли. Комментируя эту ситуацию журналистам The New Yorker, Байден-младший с недоумением сказал: «Как я мог, пролетев через полмира, оказаться в Пекине и не пригласить этих людей на чашечку кофе?»
Подробно о сделках Хантера Байдена с китайской стороной в своей книге «Тайные империи: Как американский политический класс скрывает коррупцию и обогащает семью и друзей» писал Питер Швайцер, президент Института подотчётности правительства.
«Его отец встречается с китайскими официальными лицами. Он с ними очень мягок и податлив. Через 10 дней после этого визита происходит самое интересное. Именно тогда небольшая частная инвестиционная компания Хантера Байдена Rosemont Seneca Partners заключает сделку на инвестицию в $1,5 млрд с китайским правительством, не с частной китайской корпорацией — с правительством. И людям следует понять, что у Хантера Байдена никаких связей в Китае не было. У него не было предыдущего опыта в руководстве частной инвестиционной кампанией. Сделку, которою он заключил в зоне свободной торговли в Шанхае, никто до него заключить не мог: Goldman Sachs, Bank of America, Blackstone — никто из больших игроков. Они покупали Байдена через его сына. Я думаю, это ясно как день», — написано в книге.
Он обращает внимание, что вице-президент США совершил визит в Китай в момент обострения отношений Пекина с американскими союзниками в Восточной Азии: Япония и Филиппины ждали, что Вашингтон отреагирует на расширение суверенитета КНР над воздушным пространством южной части Тихого океана, без его согласия нельзя было совершить полёты, Байден предпочёл отмолчаться, а через 10 дней его сын заключает сделку с Банком Китая.
«Китайское правительство вычислило, как добиться режима наибольшего благоприятствования у американских политиков в Вашингтоне. Самый простой путь — подписание крупных сделок с детьми политиков, потому что, полагают они, к ним американская администрация будет относиться намного лучше. И история показывает, что с администрацией Обамы все именно так и происходило», — пишет Швайцер.
Кроме того, сын бывшего вице-президента рассказал в интервью The New Yorker, что получил в подарок от китайского магната Е Цзяньмина бриллиант весом 2,8 карата. Байден в тот момент входил в состав совета директоров Всемирной продовольственной программы США, а азиатский предприниматель рассчитывал на финансовое содействие с его стороны и налаживанием связей с представителями Демократической и Республиканской партий в Вашингтоне. Во время ужина в Майами Байден пообещал рассмотреть перспективы компании китайского собеседника CEFC China Energy в проектах СПГ-терминалов в США, а вернувшись в гостиницу, получил письмо с благодарностью и драгоценный камень.
«А ради чего им подкупать меня? Мой отец тогда был не при власти. <…> Знаю, принимать такой подарок было не лучшей идеей», — заявил Хантер автору журнальной статьи.
Он сказал, что отдал бриллиант помощникам и не знает, что с ним сделали дальше.
В феврале 2018 года правоохранительные органы Китая задержали Е Цзяньмина по делу о коррупции, и его договорённости с Байденом аннулировались.
С обещанием не работать с иностранными компаниями Хантер Байден опоздал как минимум на год, поскольку Республиканская и Демократическая партии проводят съезды, на которых любой желающий может изъявить желание баллотироваться на пост главы государства, за 1,5-2 года до даты выборов. Проекты Байдена-младшего не только на Украине, но и в Китае очень подпортили репутацию отца, который, впрочем, и сам успел натворить дел в Киеве во времена Майдана. Если предыдущие несколько месяцев Джо Байдена считали единственным кандидатом от Демократической партии в борьбе за президентский пост, то теперь его всё с большим отрывом обходит сенатор от штата Массачусетс Элизабет Уоррен. Согласно последним соцопросам, разница между ними достигла 6%.