— Владимир, как вы считаете, с чем связано решение Нидерландов привлечь Украину к делу малайзийского «Боинга»? Вскрылись новые обстоятельства? Что за этим стоит? Изменение отношения в ЕС к Украине и России?
— Ключевое слово в этом удивительном "прозрении" парламента Нидерландов — Владимир Цемах (в 2014 году командир ПВО города Снежное; похищен СБУ летом 2019 года с территории ДНР якобы как ключевой свидетель уничтожения «Боинга»; после обмена пленными между Украиной и ЛДНР возвратился в республику. — Ред.).
На самом деле, вопрос очевидной виновности Украины в том, что она не закрыла воздушное пространство над зоной боевых действий, поднимался там с первых дней после трагедии.
Мало того, в 2015 году тамошний Совет безопасности даже вынес вердикт о том, что Украина однозначно виновата в этом, нарушив все международные обязательства в сфере безопасности авиаперевозок. Но на уровне правительства этот вопрос постоянно заминали.
В прошлом году он уже был вынесен на дебатах в голландском парламенте, однако все ограничилось заявлением главы тамошнего МИДа Стефа Блока: нет оснований для возбуждения дела против Украины.
И тут произошел "инцидент" с Цемахом — а именно так голландская сторона восприняла его возвращение домой в ходе последнего обмена пленными.
Голландские депутаты в ходе вторничных дебатов прямо говорили: раньше мы рассматривали Украину в качестве союзника, потому не поднимали вопрос о ее ответственности, а теперь, после совершения данного "недружественного" шага, меняется и отношение к ней.
Что лишний раз подчеркивает истинное отношение голландцев к юстиции. Как видите, юридическая справедливость — вопрос, который напрямую зависит от геополитических раскладов. И никто особо не стесняется этого.
— Каковы будут последствия этого шага?
— Депутаты обязали правительство в кратчайшие сроки провести исследование вопроса о виновности Украины и предоставить соответствующий отчет. Министр иностранных дел пообещал это сделать. Не думаю, что теперь МИД ограничится отпиской.
Даже подозреваю, что юридические выводы упомянутого выше Совета безопасности могут положены в основу доклада. А это открывает путь для приобщения данных выводов к материалам расследования и дальнейшего приобщения их к судебному разбирательству, которое, как известно, намечено на март следующего года.
К делу уже привлечены в качестве обвиняемых четыре жителя России и ДНР (включая Гиркина-Стрелкова). Теперь на скамье подсудимых могут оказаться и представители бывшей власти Украины. Уж ответственность тех за преступное решение использовать гражданские авиалайнеры как прикрытие для своих военных самолетов, бомбивших Донбасс, очевидна и не потребует особых доказательств.
— Голландская пресса и местные политики как-то изменили свою риторику в отношении ополченцев и России, которых однозначно обвиняли в катастрофе "Боинга"?
— Вы знаете, в защиту голландской прессы хочу сказать, что на фоне совершенно оголтелых материалов американских, британских газет о войне в Донбассе она поначалу выглядела гораздо более взвешенной и объективной. Там даже допускали признание факта геноцида со стороны Украины против жителей мятежного региона.
Но все изменил тот самый "Боинг". После катастрофы MH17 голландская пресса стала абсолютно антироссийской и антидонецкой (разве что британская да польская были впереди).
Не скажу, что сейчас риторика резко изменилась. Да и в парламенте во время дебатов отношение к России осталось тем же: никто не отказался от официальной версии о российском происхождении "Бука", сбившего лайнер, и о причастности упомянутых четырех граждан.
Просто теперь и депутаты, и пресса начали открыто говорить и о вине Украины, гораздо более очевидной. Раньше это не приветствовалось.