Когда-то Центральный универмаг Киева славился тем, что в нем было огромное количество товаров на любой вкус и по приемлемым ценам. Если нужно было купить что-то, что тяжело было найти в обычных магазинах, киевляне и гости столицы уверенно шли в ЦУМ. Здесь всегда было многолюдно, и прилавки не пустовали.
После того как здание приобрел Ринат Ахметов и затеял здесь масштабную реконструкцию, от столичного Центрального универмага остались лишь фасад и название. Новый магазин по сути нельзя и ЦУМом называть, поскольку это не универсальный магазин, а галерея бутиков.
На самом деле, если реально прийти туда за покупками, вы ничего не купите! Начнем с цен. Они значительно выше, чем в любом другом бутике Европы. Тут вам предложат летнее платьишко за 8,5 тысячи гривен (23 тыс. руб.), кроссовки за 17 тысяч (46 тыс. руб.), тоненький шерстяной пуловер за 6,5 тысячи (17,5 тыс. руб.) и клатч за 12 тысяч (32 тыс. руб.). Можно прикупить трикотажную шапочку а-ля «гопник на морозе» за 3 тысячи (8 тыс. руб.) или кожаный брелок в виде сердечка за 3,6 тысячи гривен (10 тыс. руб.).
Однако средняя зарплата в Киеве, по последним статданным, чуть не дотягивает до 15 тыс. 700 гривен (42,2 тыс.). Естественно, что большинство посетителей приходят сюда, как в музей, — поглазеть и сфотографироваться.
Конечно, процент богатых людей в Киеве намного выше, чем в любом другом городе Украины. Но, как известно, чем больше у человека денег, тем он их больше считает. И вряд ли богачей можно соблазнить кредитными линиями на покупку одежды в ЦУМе. Ведь «богатые Буратины» могут себе позволить часто бывать в Европе, да и не только там. Зачем же переплачивать, если в той же Европе средний ценник на одежду чуть ли не в два раза ниже: в среднем разница составляет 30-50%.
Если устроить шопинг в Европе, закупившись по-взрослому, то на сэкономленные на покупках в ЦУМе денежки можно и на островах отдохнуть. А если сравнить цены на идентичный товар в бутиках других магазинов, то в Центральном универмаге они оказываются на 20-30% выше.
Более того, при покупке в Париже, Амстердаме или Лондоне есть гарантия, что тебе не всучат подделку. А на подделки в киевских салонах и бутиках можно наткнуться довольно часто. Именно поэтому толстосумы не видят смысла переплачивать, отовариваясь в ЦУМе.
Большинству же украинцев пришлось бы по душе открытие кредитных линий на покупки в секонд-хенде. По итогам 2017-го по объемам импорта секонд-хенда Украина заняла третье место в мире. Более 54% импорта готовой продукции легкой промышленности составляют именно товары секонд-хенда.
Из-за сложного материального положения основная масса украинцев — примерно 91% — перешла на режим экономии. Как свидетельствуют результаты опроса, проведенного компанией Research&Branding Group, среднестатистическая украинская семья экономит примерно по 4-5 статьям семейного бюджета. Чаще всего к числу таковых относятся наиболее затратные статьи расходов: отдых, отпуск, одежда и обувь, продукты питания и коммунальные платежи.
По данным официальной статистики, более четверти украинцев находятся за чертой бедности, а более трети людей в стране зарабатывают меньше прожиточного минимума в 1853 гривен (4978 руб.).
В этой экономической ситуации "секонды" стали неотъемлемой частью украинской жизни, особенно в регионах. Если их не станет, то две трети населения почувствуют серьезные затруднения в приобретении одежды. Дело в том, что, несмотря на реальный рост доходов в последнее время, по-прежнему не так много людей могут позволить себе новые вещи. Либо регулярно обновляешь свой гардероб в «секонде» за копейки и выглядишь «модником», либо тратишь как минимум втрое больше на новую одежду с бирками, но носишь ее, пока она не обветшает.
Впрочем, одеваются исключительно в секонд-хендах только самые бедные. Люди в своем большинстве выбирают смешанный вариант: «парадную» одежду берут новую, а в "секондах" покупают «кэжуал». Порой в магазинах ношенной одежды можно встретить брендовую фирменную, а иногда даже совсем новую вещь, за которую в обычном магазине придется выложить серьезные деньги.
В тех же "секондах" выгодно покупать постельное белье, подушки, одеяла, скатерти и кожгалантерею.
Из разговоров с людьми становится понятно, что к секонд-хенду народ в украинской провинции (и не только) относится не просто положительно, а с любовью. Человек со средней зарплатой не заглядывает в далекую перспективу, он просто хочет одеваться качественно и недорого. И именно «секонды» удовлетворяют этот запрос. Ведь здесь всего за несколько сотен гривен можно купить все то, что в фирменном магазине обошлось бы в несколько сотен долларов.