В Национальном банке Украины утверждают, что укрепление гривны было обусловлено фундаментальными рыночными факторами: конъюнктура на глобальных товарных рынках, высокий урожай зерновых, дальнейший рост экспорта IT-услуг, рост доверия инвесторов к украинской экономике, упрощение их доступа к рынку внутренних государственных ценных бумаг.
В Нацбанке прогнозируют, что укрепление обменного курса будет способствовать замедлению инфляции в ближайшие месяцы.
По мнению ряда специалистов, факторы, которые влияли на укрепление гривны, уже иссякли. Поэтому вскоре стоит ожидать падения национальной валюты относительно доллара.
Как стало известно из результатов опроса Европейской бизнес ассоциации (ЕБА), украинские компании ожидают среднегодовой курс доллара в следующем году на уровне 28 гривен и именно такой курс закладывают при планировании бюджетов на 2020 год.
Насколько укрепление национальной валюты выгодно для украинского бюджета, действительно ли снижение курса доллара приведет к снижению потребительских цен и насколько долговечна тенденция к удешевлению доллара, в интервью изданию Украина.ру рассказал экономический эксперт Виктор Скаршевский.
- Виктор, крепкая гривна — это хорошо или плохо для государственного бюджета?
Но имеет место намного больший негативный эффект, поскольку более 40% всех доходов государственного бюджета зависят от курса доллара, — это таможенные платежи. То есть чем крепче гривна, чем меньше гривен мы получаем за один доллар, тем меньше доходы бюджета. И это уже подтверждается тем фактом, что, например, в августе доходная статья от таможни была выполнена всего на 80% от плана.
Сейчас идет очень серьезное недовыполнение доходной части бюджета именно из-за более сильного, чем планировалось, укрепления гривны. Напомню, что в бюджете на этот год предусматривался средний курс 28 гривен, а по факту он сейчас практически 24 гривны. Естественно, это негативно влияет на доходную часть бюджета.
- Это означает, что и расходная часть бюджета не будет выполнена?
— А расходная и не выполняется. Как раз за счет недофинансирования расходной части и сдерживается дефицит бюджета. В принципе недовыполнение бюджета — это обычная практика всех последних лет. Но в этом году масштабы могут быть больше из-за более резкого укрепления национальной валюты.
- Будут ли в таком случае в полном объеме профинансированы социальные статьи бюджета?
— Так называемые «защищенные статьи» будут профинансированы. Но что касается субсидий на жилищно-коммунальные услуги, так как это не фиксированная величина, которая зависит от количества субсидиантов, то в бюджете на этот год было заложено 55 миллиардов гривен (142,11 миллиарда рублей), а в мае (еще при правительстве Гройсмана) перераспределили расходные статьи и сократили сумму на субсидии до 47 миллиардов гривен (121,44 миллиарда рублей).
Получается, что, по мнению правительства, этой суммы будет достаточно. Интересно, когда определяли этот размер субсидий, какой тариф они учитывали на газ и тепло? Но они уже урезали на этот год, и в проекте бюджета на будущий год — почти та же сумма на субсидии 47,6 миллиарда гривен (123 миллиарда рублей).
— Гривна укрепляется, но цены не снижаются. Что касается импортных товаров, как минимум на том же уровне. Хотя, по логике, они должны бы с начала года подешеветь на 11-12%.
Но, во-первых, почему бы не заработать больше на укреплении? Во-вторых, риски снижения цен — а вдруг опять будет девальвация и потери. Так что это и для импортеров страховка от дальнейших рисков. Они всегда закладывают курс выше, чем он есть на самом деле.
Украинцы получают зарплаты в гривне, и номинальные зарплаты в гривнах растут. По официальной статистике, в этом году идет положительная динамика относительно прошлого года.
Плюс потребительское кредитование тоже стремительно растет последние несколько лет, и в этом году в том числе, на 30-40% в год. А эти кредиты как раз и позволяют украинским гражданам еще больше расширять покупки готовых товаров, а это прежде всего импортные товары. То есть получается, есть спрос со стороны населения на импорт, и еще и поэтому цены не снижаются.
- Можно ли считать население игроком на валютном рынке? Люди покупают относительно дешевый доллар?
— Игроком на валютном рынке можно считать украинских гастарбайтеров, которые перечисляют каждый год все больше и больше денег на Украину. В этом году, согласно статистике НБУ, украинские заробитчане перечислят на 15-20% больше, чем в прошлом. И это абсолютный рекорд за всю историю украинской независимости.
Естественно, это очень влиятельная сумма, поскольку в прошлом году на Украину от заробитчан пришло разными способами около 11,5 млрд долларов, и в этом году эта сумма может быть уже 13-14 млрд долларов. Это на порядок больше, чем приток прямых иностранных инвестиций. И эта сумма перекрывает дефицит торгового баланса, который в этом году составит 13-14 млрд долларов.
Но больше всего влияют на укрепление гривны в оперативном смысле спекулятивные игры на рынке ОВГЗ. Этот горячий капитал, который заходит на межбанковский рынок, все сильнее укрепляет гривну, и гораздо сильнее, чем это нужно было бы.
Спекулянты-нерезиденты (а они зарабатывают сейчас до 30% годовых в валюте) в этом году завели в страну 3,5 млрд долларов (а в прошлом — всего 200 млн). И все это происходит на фоне роста дефицита торгового баланса — темпы прироста импорта выше, чем нашего экспорта. И это называется накоплением валютных дисбалансов.
- Как долго продержится крепкая гривна?
— Такая ситуация может длиться до полугода, если эти спекулятивные игры продолжатся (а всё указывает на то, что они намерены их продолжать). Однако спекулянты-нерезиденты могут решить выйти и зафиксировать прибыль в любой момент.
Может что-то случиться с гастарбайтерами, например, они потеряют там работу из-за возможного мирового финансового кризиса, и в Европе начнутся проблемы. А в Германии, например, уже наблюдаются признаки рецессии. В Европейском союзе все время пересматривается рост экономики в сторону снижения, а именно там больше всего наших гастарбайтеров.
Так что все факторы укрепления гривны — краткосрочные и неустойчивые. И они совершенно не зависят от экономической политики на Украине. Это внешние факторы, за которыми мы можем лишь наблюдать.
Кроме одного — спекулятивный рынок, который сделали с ОВГЗ и нерезидентами Национальный банк совместно с Министерством финансов. Учетная ставка Нацбанка очень сильно завышена — она в два раза превышает уровень инфляции, и непомерные аппетиты Минфина, который продал больше ОВГЗ, чем это было изначально запланировано.
Точно прогнозировать, когда гривна начнет дешеветь и как быстро, сложно. Это как сжимающаяся пружина. В какой именно момент наступит внешний фактор, насколько угрожающе она разожмется, это уже надо смотреть в тот определенный момент, когда это произойдет.
А это в любом случае произойдёт. Потому что если бы укрепление курса гривны обуславливалось улучшением экономической ситуации, притоком долгосрочных прямых иностранных инвестиций (которые в этом году продолжают снижаться, как и последние три года), созданием новых рабочих мест в производстве, развитием промышленного производства, долгосрочными контрактами на продукцию машиностроения, тогда я бы говорил, что это долгосрочная устойчивая тенденция на 3-5 лет.
- Когда произойдет откат гривны, насколько ощутимым он будет?
— В проекте госбюджета-2020 года заложили значительную девальвацию. На конец года — 29,4 гривны (76,4 рубля) за доллар. По отношению к нынешнему курсу доллара заложена девальвация гривны в 23%.
Что касается евро, я косвенным способом только что обнаружил, что в проекте бюджета заложен курс 35,28 гривны (91,16 рубля) за евро, относительно сегодняшнего курса девальвация гривны составит 33%. Даже макропоказатели, заложенные в проект бюджета, говорят о том, что девальвация гривны может быть достаточно существенной.