Старобельский районный суд Луганской области отменил круглосуточный арест бывшего народного депутата, главы фракции «Партии регионов» Александра Ефремова, сообщило агентство «Украинские новости» 19 сентября.
«Суд решил отменить домашний арест и заменил его на личное обязательство… Это самая мягкая мера пресечения, мягче не существует. Фактически человек просто обязуется являться в суд», — заявил адвокат политика Александр Мельников.
Он также рассказал, что с Ефремова сняли обязательство носить электронный браслет, однако загранпаспорт политику так и не вернули.
Впрочем, обольщаться Ефремову не стоит. На современной Украине его основная задача — остаться на свободе и выжить. Он слишком раздражает всех и слишком неудобен, в том числе и для нынешней власти.
Универсальный раздражитель
Ефремова не любят многие: и в родном Луганске, где он прочно ассоциируется с упадком времен Украины, и в Киеве и Львове, где его считают одним из главных «регионалов». Неудивительно, что, после того как появились новости об освобождении Ефремова из-под домашнего ареста, многие украинцы начали ему советовать поехать в Мариуполь. Такие комментарии можно, к примеру, обнаружить под соответствующей новостью в Facebook издания «Хвиля».
«В Мариуполе ему будет комфортно», — гласит один из «мариупольских» комментариев.
Речь не о том, что Ефремову советуют поехать к морю или посмотреть на один из промышленных гигантов Украины.
Ранее в Мариуполе неизвестные расстреляли ополченца батальона «Пятнашка» Романа Джумаева, который находился под домашним арестом. Тело с множественными пулевыми ранениями было найдено на лестничной площадке дома, в котором он жил.
Неизвестные в районе 11:30 позвонили в дверь Джумаеву и расстреляли его в упор, когда тот вышел на порог. Ополченец скончался до приезда скорой, по данным медиков, на его теле были обнаружены множественные пулевые ранения. Джумаев в 2014 году приехал из Киева в ДНР и вступил в батальон «Пятнашка». В 2017 году был задержан украинскими силовиками, а позже отпущен судом под домашний арест. На Украине смерть Джумаева вызвала радость среди националистов, которые заявили о «мариупольском Зорро» и поддержали внесудебную расправу.
Национал-патриоты да и некоторые рядовые обыватели предсказуемо обеспокоены смягчением меры Ефремову.
«Суд отпустил создателя ЛНР. Украинский суд — самый гуманный суд в мире. Исходя из этой новости у нас в стране поощряется сепаратизм и война», — отмечает программист из Харькова Сергей Ракетин.
В то же время интересно, что в первые часы после смягчения меры пресечению Ефремову практически молчали «порохоботы», хотя, казалось бы, тема для них самая благодатная. Они заняты совсем другим: вовсю «качают» историю с предательством Украины и «формулой Штайнмайера». Однако это не означает, что они упустили Ефремова из поля зрения. Наверняка на очередных протестах против политики президента Владимира Зеленского вопрос о видном «регионале» снова всплывет и станет еще одним раздражающим фактором в отношении новой власти.
В то же время, как бы кто ни относился к Ефремову, его дело против него отметилось своей топорностью, произволом властей и низостью бывших друзей.
Суд над всеми
Ефремова арестовали в 2016 году по обвинению в посягательстве на территориальную целостность Украины. Его обвинили в организации захвата здания Луганской областной государственной администрации весной 2014 года, пособничестве в захвате здания управления СБУ в Луганской области, совершении умышленных действий с целью изменения границ территории и госграницы Украины, а также в содействии в создании и деятельности Луганской Народной Республики.
Защита политика настаивала на том, что за захват административных зданий в Луганске в апреле 2014 года ответственен экс-начальник облуправления МВД в Луганской области Владимир Гуславский, который восемь раз безуспешно вызывался на допрос. При этом Гуславский был доверенным лицом экс-генпрокурора Украины Юрия Луценко и, как утверждала пресса, его другом.
В СИЗО Ефремову приходилось несладко.
«Условия его содержания отличаются в худшую сторону. У меня там сидит человек, обвиняемый в создании террористической организации и участии в ней, — мой клиент. Так у него жизнь гораздо лучше, чем у Ефремова», — рассказывала в 2017 году изданию Украина.ру юрист и адвокат Татьяна Монтян.
По ее словам, такие условия содержания для «регионала» создали намеренно.
«Ефремова гнобят целенаправленно, чтобы показать ему: «Мы можем тебя загнобить и гнобим тебя», — отмечала она.
Однопартийка Ефремова, экс-министр юстиции Елена Лукаш, в 2018 году показывала фотографию рук Ефремова, которые туго стягивали наручниками.
«Руки Александра Ефремова. С июля 2016-го он расплачивается за желание власти доказать народу «решительную борьбу с прошлым» и «справедливость». Доказательств его вины — ноль. С июля 2016-го он подвергается моральным и физическим пыткам и унижению. Он и тысячи других. Цель пыток всегда одна — уничтожить личность. Но в случае с показательной расправой над Ефремовым — цель гораздо страшнее. Всем нам показывают, как «закручиваются гайки». Одновременно превращая в пытку жизнь каждого», — писала она под фото.
При этом его бывшие однопартийцы, за исключением Лукаш и пары-тройки человек, не спешили вспоминать о Ефремове. Впрочем, он и сам всё прекрасно понимал.
«Когда я сидел в СБУ в начальный период, один из моих адвокатов набрал номер телефона одного из моих товарищей по партии и предоставил мне возможность пару минут с ним пообщаться. Этот товарищ очень честный человек, по натуре честный человек. Когда он услышал мой голос, а я сказал: «Спасибо за то, что идёт поддержка», — он, как честный человек, сказал: «Ты знаешь, тут же были достигнуты договоренности», — и умолк», — рассказал в мае 2018 года изданию «Страна» Ефремов о поведении соратников.
Он отметил, что, пребывая в заключении и анализируя этот разговор, некоторые детали которого он не хотел раскрывать, он пришел к определенным выводам, а именно — он стал разменной монетой в отношениях старой власти с властью постмайданной.
Показателен и тот факт, что Ефремова не включили в список ни одной из политсил бывших регионалов, участвовавших в парламентских выборах 2019 году.
Собственно, казус Ефремова показал, какой на самом деле была власть Петра Порошенко, при которой пытки стали будничным явлением в украинских тюрьмах, но и власть предыдущая, собравшая в правящей партии беспринципных, а подчас и бесхребетных политиков, которые не смогли не только защитить своих избирателей, но даже и своего товарища и отреклись от него.
Сейчас Ефремов может спокойно ходить по украинским улицам. Однако вряд ли он это будет делать без охраны. Его ненавидят националисты, его презирают переселенцы из Луганска, а некоторые из его бывших однопартийцев опасаются, что рано или поздно он раскроет рот и расскажет о том, что творилось в Партии регионов. В таких условиях Ефремову безопаснее всего сидеть дома. Или не подавать встречный иск, а дождаться получения загранпаспорта и улететь за границу — туда, где уже который год живут многие его бывшие коллеги.