Об этом и о многом другом говорили российские и украинские политики, эксперты и журналисты в ходе состоявшейся в четверг, 12 сентября, пресс-конференции «Российско-украинские отношения: прагматическая альтернатива» в рамках спецпроекта «Украинское досье» издания Украина.ру.
Киев должен продумать вопрос компенсаций
Открывая дискуссию, главный редактор издания Украина.ру Искандер Хисамов напомнил о заявлении президента Украины Владимира Зеленского о том, что блокаду Донбасса можно свернуть при условии возвращения активов и предложил участникам обсудить возможности возрождения экономического сотрудничества между Киевом и республиками Донбасса — ведь всем понятно, что от состояния экономики зависит жизнь людей.
С этим согласилась член Совета Федерации от Севастополя Ольга Тимофеева, отметив, что в первую очередь всё же надо прописать политическую составляющую, обеспечить политическую безопасность людей, и только тогда можно говорить о какой-либо реинтеграция территорий. При этом экономические связи между Донбассом и Киевом можно и нужно восстанавливать, однако вопрос состоит в том, на каких условиях.
«Что такое: «Верните наши активы»? Если эти активы были восстановлены, если в них уже было осуществлено определенное финансирование, если они заработали, то тогда давайте подходить с экономических позиций, давайте считать», — указала сенатор. По ее мнению, можно подписать некое соглашение об их совместном использовании, распределяя проценты от результата.
Тимофеева добавила, что украинская сторона должна нести ответственность за гибель людей и уничтожение инфраструктуры в Донбассе, и «продумывать вопрос и тему компенсаций» за условия, в которых жители региона находились все эти годы.
Донбасс не хочет быть нищим
С приходом к власти президента Владимира Зеленского появилось определённое окно возможностей для деэскалации вооруженного конфликта в Донбассе и для возрождения экономики региона. Об этом сказал глава аналитического центра «Донбасский институт региональной политики» Энрике Менендес. Он отметил, что, по данным соцопросов, 55% украинцев выступают за возобновление экономических связей с Донбассом.
Эксперт напомнил, что тема восстановления экономики на Донбассе прописана в Минских соглашениях. В частности, предусмотрено возвращение в украинское законодательное поле вместе с территорией и предприятий ЛДНР. Правда, Минские соглашения были подписаны ещё до начала экономической блокады Донбасса, которое многое изменила, добавил Менендес.
По его словам, предприятия на неподконтрольных Киеву территориях не смогли в полной мере войти в российское экономическое пространство, потеря связей с Украиной не компенсирована, предприятия работают на 30% мощности. При этом инвестиций нет и не может быть, пока не будет легального статуса — всё это негативно сказывается на уровне жизни в республиках.
«Если отбросить политическую составляющую, то иного пути, кроме как возврат в легитимное поле Украины, как это предусмотрено Минскими соглашениями… просто не существует», — резюмировал Менендес. По его мнению, надо что-то решать, потому что сохранение существующей ситуации — «уничтожает Донбасс». А люди Донбасса не хочет быть нищими, они хотят нормальной мирной жизни. Снятие блокады может стать первым шагом к миру, считает эксперт.
«Бежим впереди паровоза»
С высказанными в ходе дискуссии тезисами о наметившемся «потеплении» в отношениях Киева с Россией и республиками Донбасса не согласился политолог, замдекана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев.
«Мы бежим впереди паровоза… В реальности ничего особо не произошло», — сказал он, добавив, что «какой-то феномен Зеленского, конечно, есть, общество отвергло лидеров, которые пришли с Майданом», есть надежда на отрезвление. Но, с другой стороны, надо видеть, что на Украине ничего не поменялось: тот же курс на НАТО и ЕС, Россия — «агрессор» по принятому Радой закону, «в отношении Донецка и Луганска всё очень чётко понятно, эти республики должны быть уничтожены».
Поэтому суть наметившегося диалога состоит в том, что Россию, по мнению эксперта, заводят «под удар Запада, потому что цели сохраняются те же — капитуляция России», и о компромиссах никто не говорит.
Что касается экономических проблем, то Суздальцев отметил: да, экономика региона сейчас в тяжёлом состоянии, но если говорить не о возвращении в состав Украины, которое может не состояться, то там «надо строить другую экономику» с привлечением российских инвестиций.
По мнению эксперта, дело даже не в блокаде Донбасса, а дело в том, что там стреляют, осознанно не дают людям жить. И пока стрельба не прекратится, никакого экономического оживления не может быть, подчеркнул Суздальцев.
На это возразил принимавший участие в пресс-конференции шеф-редактор журнала «Русский репортёр» Виталий Лейбин, напомнивший, что в 2014-15 годах на Донбассе стреляли, но и торговали.
Демонтаж информационной войны
Что мешает начать диалог? Прежде всего — страх и недоверие, считает руководитель стратегической группы «София», философ Андрей Ермолаев.
Есть и другие аспекты, например, довольно странное отношение общества к войне. Политолог напомнил, что недавно вполне информированный олигарх Игорь Коломойский публично озвучил цифру потерь в конфликте на востоке Украины — «около 30 тысяч жертв».
«Мне казалось, что эта цифра — это бомба, причём бомба и для украинской стороны, и для российской стороны, и для ДНР-ЛНР… И тишина. А вот эта тишина меня ещё больше поразила», — сказал Ермолаев.
По словам эксперта, он рассматривает начавшиеся переговоры и состоявшийся обмен пленными как «мощный позитивный сигнал», и именно так это воспринято и в обществе. Изменилась атмосфера, стал возможен диалог. Но предстоит ещё очень многое сделать, и не только на политическом уровне, но и на экспертном — так, полезно было бы создать украинско-российскую экспертную группу для обсуждения насущных проблем. При этом Ермолаев отметил, что «есть большие проблемы безопасности», и некоторые украинские эксперты уже вынуждены были давать пояснения в спецслужбе, зачем они посещают иногда Москву…
Эксперт подчеркнул, что процесс восстановления экономических связей обязательно должен быть синхронизирован с процессом политического урегулирования. Но начинать мирный процесс нужно с демонтажа информационной войны. Сторонам нужно перестать говорить друг с другом на повышенных тонах, отметил Ермолаев. Он добавил, что СМИ с обеих сторон (да и в России) должны отказаться от языка ненависти, только тогда станет возможным осмысленный диалог. По словам эксперта, огромная ответственность здесь лежит на медиаменеджерах.
Намечается положительная тенденция
В последнее время можно говорить о том, что сейчас очень осторожно вырисовывается достаточно позитивная тенденция, считает политолог Константин Бондаренко. Так, есть информация о том, что будут продолжены переговоры о новом обмене — в формате «всех на всех»; в Киеве заявили, что найдут способ восстановления социальных выплат и пенсий для жителей неподконтрольных территорий Донбасса.
«Появляются некоторые информационные посылы, которые в своей совокупности дают понимание того, что что-то происходит. Очень медленно, очень осторожно, но что-то происходит», — сказал политолог. Он напомнил о данных соцопроса группы «Рейтинг», согласно которым 71% граждан одобряют деятельность Зеленского. При этом две трети украинцев ожидают мира, и некоторые из них говорят о мире «любой ценой».
«Соответственно, это та повестка, которую Зеленский просто не может игнорировать», — подчеркнул Бондаренко, добавив, что, с другой стороны, не всё так гладко, поскольку «вопрос субъектности Украины никуда не ушёл, зависимость от внешних факторов, от внешних игроков в Украине достаточно высокая».
Вполне возможно,, отметил эксперт, что параллельно будут идти несколько процессов — процесс поиска консенсуса между США, ЕС и РФ, процесс выполнения «Минска-2», процесс выстраивания отношений между Киевом и Москвой, между Киевом и республиками Донбасса.