Президент Зеленский в Польше говорил о необходимости улучшения отношений Украины и Польши, в частности, исторического диалога. Украина сделала все возможное, чтобы испортить эти отношения. В апреле 2015 года президент Польши Комаровский выступал в Верховной Раде, говорил о братстве и дружбе. Как только он сошел с трибуны, Рада, под аплодисменты, приняла закон о героях ОУН-УПА*.
Это был немыслимый плевок в лицо всему польскому народу. Этого показалось мало и Украина запретила проводить исследование массовых могил поляков. Сделали это для того, чтобы скрыть масштабы убийств осуществленных ОУН-УПА в 1943-44 годах на Западной Украине. Затем убийц польских женщин и детей признали участниками и ветеранами войны.
Организатор этой кампании лжи и дезинформации — министр памяти Вятрович и Институт нацпамяти. Поддержку ему оказывали на самом высоком уровне: президент Порошенко, спикер Парубий, министры и депутаты, типа Княжицкого.
Президент Зеленский предложил построить мемориал примирения на границе двух стран. Это хорошая идея, но она не решает самой главной проблемы — позорного отрицания на уровне государства и общества массового убийства польского населения совершенного отрядами ОУН-УПА. Это отрицание стало особенно интенсивным с 2014 года.
Для героизации убийц мирного польского населения было сделано многое: проведены массированные медиа-кампании, переименованы улицы и пароходы, установлены памятники и мемориальные таблицы, сняты фильмы, изменены учебники, написаны книги. Все это, в основном, было сделано на государственные деньги.
Первым и главным шагом в решении этой проблемы должно стать не строительство мемориала, не примирение по формуле «прощаем и просим прощения», а честное и открытое признание и осуждение преступлений против человечности и военных преступлений совершенных против мирного, в том числе, польского населения отрядами ОУН-УПА.
Это должно быть сделано на уровне и от имени государства, а не на уровне исторических комиссий, так как именно государство, приняв законы о героизации, взяло на себя ответственность за преступления УПА.
ОУН не представляла украинцев. Нацистских коллаборантов и военных преступников Бандеру, Шухевича и иже с ними никто не избирал и не вручал мандат на представление украинского народа. ОУН — представляла интересы мизерной части украинцев, которые мечтали о моноэтническом, фашистском государстве, о диктаторе, об очищении от всех не-украинцев.
Правда нужна, в первую очередь, не полякам, а украинцам. Поляки её знают, как и евреи. Признание и осуждение преступлений, отказ от героизации убийц, сделают Украину сильнее и свободнее, так как это произошло с Германией. Дебандеризация не только усилит позиции Украины на международной арене, но и решит многие проблемы общества — прежде всего, — остановит поразившую Украину моральную деградацию.
*Деятельность организации с таким названием запрещена в России