Ровно сто дней назад в зале заседаний Верховной Рады Владимир Зеленский принял президентскую присягу и стал главой государства.
«Дорогой народ! В течение своей жизни я старался делать все, чтобы украинцы улыбались. Это была моя миссия. Теперь я буду делать все, чтобы украинцы по крайней мере больше не плакали», — завершил свою инаугурационную речь Зеленский.
Собственно, ее и можно считать окончательной декларацией намерений нового президента Украины. Спустя сто дней многое из обещанного Зеленский, конечно же, не выполнил.
«Эмоционально это были сто дней одиночества. Сто дней одиночества Зеленского: он провел их без парламента, без Кабмина, без центральных органов исполнительной власти, он провел их с генеральным прокурором Луценко, Сытником, подночевывавшим иногда у Порошенко, получающим государственные задачи, и другими государственными лицами. И поэтому это, наверное, были еще сто дней недоверия: Зеленский окружил себя очень близкими людьми из своей команды, не доверяя больше никому», — заявила экс-министр юстиции Елена Лукаш в эфире телеканала NewsOne.
По ее словам, именно это ограничило реализацию программы Зеленского. Однако за сто дней правления Зеленского произошло и много хорошего, по ее словам.
«У нас случилось «остаточне прощавай»: исчез Петр Алексеевич Порошенко, исчез самый чудовищный парламент всех времен и народов, происходит разморозка Минских соглашений и мы чувствуем, что скоро, дай Бог, произойдет обмен большим количеством граждан Украины на граждан Украины, и, очевидно, есть спад военной истерии», — отметила она.
Но есть и минусы, среди которых Лукаш называет непонятную кадровую политику, выдачу украинского гражданства кому ни попадя, и, самое главное, отсутствие программы действий.
Впрочем, программной можно считать все же инаугурационную речь Зеленского. И если ее анализировать и сопоставлять со сделанным, то можно понять, что удалось, а что не удалось Зеленскому.
Первоочередная задача — на троечку с минусом
В своей инаугурационной речи Зеленский назвал первочередную задачу для Украины.
«Наша первостепенная задача — прекращение огня на Донбассе. Меня часто спрашивали: а на что вы готовы ради прекращения огня? Странный вопрос. А на что готовы вы ради жизни близких вам людей? Могу заверить — для того чтобы наши герои больше не погибали, я готов на все. И я точно не боюсь принимать сложные решения, я готов терять свою популярность, свои рейтинги, и если будет нужно — я без колебаний готов потерять свою должность, чтобы только наступил мир. Не теряя наших территорий», — заявил Зеленский 29 мая.
Спустя сто дней после этих слов можно сказать — прекращение огня в Донбассе не удалось. Начали «за здравие»: объявили перемирие, которое назвали «хлебным» или первым перемирием Зеленского — оно началось с 21 июля. Этот режим тишины установили вдоль всей линии разграничения, и он предусматривал обоюдное прекращение огня из любых видов оружия. Примечательно, что договоренности о перемирии окончательно достигли 13 июля на встрече помощников глав стран — участниц «нормандского формата».
Однако спустя две с небольшим недели перемирие, как говорят на Украине, «зійшло на пси» — обернулось фиаско. ЛНР и ДНР обвинили в обстрелах Украину, Украина — республики Донбасса. 7 августа после гибели четырех украинских военнослужащих в Донбассе Зеленский провел совещание с главами силовых ведомств и секретарем СНБО. В итоге перемирия на словах стараются придерживаться, а на деле соблюдать его не удается, как и все перемирия до него.
Обмен пленными
Еще в своей инаугурационной речи Зеленский упомянул об обмене пленными.
«Мы готовы к диалогу. И я уверен, что прекрасным первым шагом для начала этого диалога станет возвращение всех украинских пленных», — заявил он.
Сейчас, когда все со дня на день ожидают обмена пленными в условном формате «33 на 33», обещание Зеленского выглядит не таким уж пустым. В конце концов, если Зеленскому удастся освободить многих украинцев, он не только осчастливит их семьи, а также семьи тех, кого удерживает у себя Украина, но и перещеголяет предшественника — Петра Порошенко.
Провал «гуманитарки»
Еще одно обещание в инаугурационной речи Зеленского касалось гуманитарной политики. Зеленский заявлял, что сделает все, чтобы побороться за умы украинцев Донбасса и Крыма.
«Мы потеряли самое главное. Это — люди. И сегодня мы должны возвращать их сознание. Вот что мы потеряли. За эти годы власть не сделала ничего, чтобы они чувствовали себя украинцами. Знали — они не чужие, они наши, они украинцы», — заявлял он во время инаугурационной речи.
Однако конкретных шагов в данном направлении не предпринято. На Украине все та же гуманитарная политика, что и при Порошенко. Единственное, что изменилось — появились новые обещания от команды Зеленского. Так, советник президента Никита Потураев заявил о том, что нужно будет наладить вещание телеканалов на Крым и Донбасс, а заместитель Офиса президента Кирилл Тимошенко отметил, что Украина планирует запустить украинский русскоязычный канал, вещающий на весь мир.
Но это — обещания. А пока сам президент на встречах с главами других государств использует националистическое приветствие, что свидетельствует: кардинального изменения в гуманитарной политике не произошло.
Не справился с одной главной бедой Украины и поборол другую
Целый блок обещаний в инаугурационной речи Зеленского касался медицины, тарифов, низких зарплат и пенсий, безработицы, высоких цен, стандартов НАТО, ужасных украинских дорог. Однако тут нужно отдать должное Зеленскому: если внимательно анализировать его речь, то он не говорил, что в одиночку разберется с этими проблемами, а лишь отмечал, что все это — прерогатива правительства.
«Я не понимаю наше правительство, которое лишь разводит руками и говорит: «Мы ничего не можем сделать». Неправда. Можете. Вы можете взять лист, взять ручку и освободить свои места для тех, кто будет думать о следующих поколениях, а не о следующих выборах!» — отметил он, выступая в Раде.
Но правительство его не послушало, вцепившись в свои кресла и переложив ответственность за свое нахождение в них на Раду. Парламент же правительство в отставку не отправил. Не удалось отправить в отставку и генпрокурора Украины Юрия Луценко, который тоже «кивает» на Раду. А вот министр обороны Степан Полторак и глава СБУ Василий Грицак в отставку ушли добровольно. Правда, парламент отставку Полторака не принял.
Однако Зеленский все же сделал главное — распустил Верховную Раду восьмого созыва, провел внеочередные выборы в парламент и по их итогу получил лояльную себе Раду, которая вступит в полномочия через два дня после его «стодневки» — 29 августа. Собственно, это и есть его главное достижение за сто дней правления.
И если анализировать инаугурационную речь, то часть своих обещаний Зеленский все же выполнил или близок к их исполнению. А вот если принимать во внимание предвыборные обещания, то тут все печальнее. Впрочем, нужно понимать, что президент на Украине мало значит без своего правительства и поддержки в парламенте. Таким образом, о выполнении или невыполнении обещаний Зеленского и его команды можно будет говорить лишь во время анализа ста дней работы нового украинского правительства.