Из огня в полымя. Железные дороги Украины на грани системного коллапса - 02.02.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Из огня в полымя. Железные дороги Украины на грани системного коллапса

Читать в
Железные дороги Украины находятся в состоянии глубочайшего кризиса и упадка. Периодически в разных регионах происходят различные инциденты, связанные с плохим состоянием инфраструктуры - путей, вагонов, подвижного состава. На днях прямо на вокзале загорелся поезд, а до этого во время дождя один из вагонов, в котором ехали пассажиры, затопило водой

Путешествия железными дорогами страны сопряжены с риском для жизни и здоровья людей. С чем связана такая ситуация — в материале издания Украина.ру.

Суровые и небезопасные украинские железные дороги

Во вторник, 13 августа, в Николаеве загорелся локомотив «Интерсити» сообщением Херсон — Киев, из-за чего спасатели эвакуировали 600 человек. Возгорание произошло во время посадки людей перед отправлением. В результате инцидента никто не пострадал, но поезд задержался более чем на полчаса.

Возгорание в поездах и электричках по ходу их движения для Украины не является редкостью. Только в этом году аналогичные инциденты имели место 31 июля в Винницкой области — загорелся хвостовой вагон электрички Козятин-Жмеринка, 22 июня в Днепропетровской области — неподалеку от бывшего Днепропетровска (ныне Днепр) люди были вынуждены выпрыгивать из горящего вагона электрички, 9 марта в Ровненской области — возле села Немовичи произошло возгорание в машинном отделении поезда, затем пламя перекинулось на один из вагонов. Во всех случаях пострадавшие отсутствовали. Это, конечно — большая удача, но, к сожалению, нельзя исключать повторения таких ситуаций в будущем, в том числе с человеческими жертвами,  ибо нет никаких предпосылок к изменению ситуации к лучшему.

А 9 августа пассажиры международного поезда, следовавшего по маршруту «Николаев — Москва», запечатлели на видео, как вода во время дождя затопила один из вагонов состава.

«Взяли билеты на поезд Николаев — Москва до Черкасс. В день поездки на улице шел очень сильный дождь. Заходим мы в вагоны, не ожидая беды, а там вот это… Вода с потолка льется как из ведра, а в вагоне уже воды по щиколотку», — написал на Facebook возмущенный пассажир.

В опубликованном видеоролике видно, что сотрудники «Укрзализныци» всячески пытались минимизировать последствия протечки: поставили под струю воды с потолка ведро, а на пол положили тряпку. Однако уже было поздно, и пролившаяся вода распространилась на коридор вагона. Пассажиры пристыдили руководство украинской транспортной компании, которое портят имидж Украины, пуская дырявые вагоны на международное направление. Все это резко контрастирует с чистыми, опрятными вагонами РЖД.

4 июля этого года шестилетний мальчик порезался стеклом после падения оконной конструкции в поезде, следовавшем из Измаила в Киев. Инцидент произошёл уже на подъезде к украинской столице: в одном из купе обрушилась верхняя часть окна, и осколки стекла упали на маленького пассажира, который лишь чудом отделался только царапиной и испугом.

«Такой вот подарок от родного государства ко дню рождения мальчика Матвея, купившего, заметьте, билет за немалые после подорожания деньги… Хорошо, что мой муж ехал с детьми и выхватил малыша из-под осколков… Бойтесь «Укрзализныци», дары приносящей», — негодовала на своей странице в Facebook киевлянка Светлана.

Одной из самых масштабных аварий стало схождение 14 вагонов грузового поезда на ж/д участке между Одессой и Киевом 4 июля 2018 года.

«Причинами данного происшествия стал перекат гребня первой колесной пары второго по направлению возка 27-го вагона через головку левой по направлению движения рельсовой плиты, с последующим схождением его с рельса на внешнюю сторону», — говорилось в официальном сообщении Государственной службы Украины по безопасности на транспорте. Отмечалось, что технически это произошло из-за искривления железнодорожного рельса после поднятия рельсовой решетки домкратом во время выполнения 3 июля 2018 года работ по исправлению проседания бесстыкового рельса ручными торцовыми подбойками в составе бригады из одного монтера и бригадира, хотя для такой работы нужно 4-6 монтеров.

С чем связан кризис

Украинский железнодорожный монополист «Укрзализныця» фактически ничего не делает для улучшения железнодорожной инфраструктуры страны, ее модернизации, вследствие чего ситуация на путях близка к критической. Наблюдается рост числа аварий, связанных с неудовлетворительным содержанием путей.

Согласно данным Государственной службы Украины по безопасности на транспорте, в 2017 году было зафиксировано 89 происшествий, из них 21 — на путях «Укрзализныци», в 2018 году — 140, из них 17 случаев на путях «Укрзализныци». Количество схождений подвижного состава железнодорожного транспорта на путях общего пользования составило 5 случаев в 2017 году и 6 — в 2018 году. Почти 90% транспортных происшествий было допущено в связи с неудовлетворительным текущим содержанием путей.

С 1 апреля монополист в очередной раз поднял тарифы: грузовые перевозки подорожали на 14,2 %, а пассажирские — на 21%. Данный шаг обосновывался как раз необходимостью получить дополнительные средства на ремонт и обновление инфраструктуры. Однако тарифы растут постоянно, а улучшения инфраструктуры нет и не предвидится.

Украинские железнодорожники пользуются преимущественно советским наследием. Подавляющее количество поездов давно подлежит списанию и утилизации: возраст подвижного состава — от 30 до 53 лет. Общий показатель износа превышает 90 процентов. В плачевном состоянии находятся и многие вагоны, которые значительно устарели. В них нет розеток, нормального отопления, кондиционеров. Окна часто не открываются, что превращает летние поездки в настоящий ад. Износ поездов и вагонов нередко становится причиной аварий и травм пассажиров, но у «Укрзализныци» отсутствуют средства для закупки новых.

За последние годы значительно снизились также темпы реконструкции и обновления путей. На текущий момент треть путей требует полной реконструкции, остальные изношены более чем на 50 процентов. В 2017 году был реконструирован 141 км дорожного полотна, в 2018 — 280 км, по плану на 2019-й — 260 км. При этом объем реконструкций в 2007 году был в 5 раз выше, чем в 2018-2019 годах, и составлял 1446 км. С сохранением подобного подхода через 20 лет ремонт будет просрочен на 65% путей, а 30% путей придется закрыть или существенно ограничить на них скорость. Максимальную скорость до 160 км/час могут развивать поезда Hyundai и то там, где позволяет железнодорожное полотно. Средняя скорость поезда в Украине составляет 58,2 км/ч. В то же время на некоторых участках поезда едут со скоростью 20-30 км/ч.

Железнодорожники приняли стратегию развития, предусматривающую обновление в ближайшие два года почти половины транспортного парка. Однако до сих пор эти планы выполнить не удавалось. В середине прошлого года представители «Укрзализныци» утверждали, что до конца 2018-го закупят 54 новых вагона.

Бывший замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер полагает, что, если монополист не начнет срочную и широкомасштабную модернизацию, к 2025 году украинская железная дорога просто перестанет существовать.

««Укрзализныця» в прошлом году обновила или купила 20 вагонов — притом, что сейчас эксплуатируются 3,1 тысячи вагонов, а еще полторы (тысячи) уже не ходят и мертвым грузом висят на балансе компании. То же касается и локомотивов», — утверждает Шульмейстер.

Непрофессиональный и политизированный менеджмент

При этом само госпредприятие является отнюдь не убыточным. В частности, в 2018 году компания получила 203,9 млн грн чистой прибыли, что на 80% больше, чем в предыдущем году. Проблема кроется в неумелом руководстве и в том числе политической глупости ответственных чиновников.

В проект финансового плана на 2019 год «Укрзализныця» включила реконструкцию 260 км путей (2,1 млрд грн) и капремонт 240 км (1,1 млрд грн), что более чем в 2 раза меньше минимально необходимого уровня. При этом монополист предпочитает направлять госсредства на другие цели, например, на рост административных затрат (+0,8 млрд грн) или других операционных затрат (+0,9 млрд грн).

Заседание Кабинета министров Украины
Омелян назвал новый указ Зеленского циркомМинистр инфраструктуры Украины Владимир Омелян назвал цирком указ главы государства Владимира Зеленского об улучшении качества автомобильных дорог. Об этом он написал 19 июля на своей странице в соцсети Facebook

Чего стоили, к примеру, заявления одиозного министра инфраструктуры, русофоба Владимира Омеляна о необходимости прекращения пассажирского железнодорожного сообщения с РФ. Между тем, именно пассажирские поезда в Москву, согласно статистике «Укрзализныци» являются наиболее прибыльными. В частности, самым прибыльным за первое полугодие 2019 г. стал поезд Киев — Москва. При заполненности 66% он принес компании 117,7 миллионов гривен — это почти вдвое больше, чем за первое полугодие 2018 года (64,5 млн грн). В топ-5 самых прибыльных международных направлений, кроме Киев — Москва, также вошли Одесса — Москва (заполненность — 77%) — 39,2 млн грн, Львов — Москва (заполненность 74%) — 25,8 млн грн, Кривой Рог — Москва (заполненность — 76%) — 25,5 млн грн, Днепр — Москва (заполненность 60%) — 21,8 млн грн. Такая статистика —наглядный ответ киевским властям на их попытку разжигания вражды между российским и украинским народами, лучшее опровержение тезиса о России как «агрессоре».

«Укрзализныця» недостаточно эффективно распоряжалась госсредствами, а повышая стоимость транспортной логистики, монополист не осваивал деньги должным образом.

«Остатки денежных средств на конец года — еще один странный показатель, если учесть невыполнение инвестиционного плана (планируемый остаток на конец 2019 г. — около 4 млрд грн). Нет смысла оставлять эти средства в компании, они там не работают. Фактически УЗ изымает инвестиционный ресурс у бизнеса, и сама его не использует. Можно сохранить объемы запланированной инвестпрограммы, но уменьшить тариф на эту же сумму. Аналогично в 2017 г.: на конец года остатки на счетах составляли 5,2 млрд грн. В 2018 г. эта цифра составила порядка 5 млрд грн (с учетом всего движения денег, включая выплату процентов по бондам в размере около 1 млрд грн)», — говорил в интервью украинским СМИ глава Ассоциации собственников вагонов Александр Криворучко.

Украина де-факто вынуждена покупать иностранные локомотивы, поскольку из-за конфликта на Донбассе она потеряла предприятие, способное их производить — ПАО «Лугансктепловоз» находится на территории неподконтрольной Киеву ЛНР. Данный завод выполняет заказы для ОАО «Российские железные дороги». В то же время у Украины достаточно заводов, которые способны производить вагоны — Дарницкий, Панютинский, Стрыйский вагоноремонтные заводы, которые являются филиалами «Укрзализныци», а также Крюковский вагоностроительный завод, Львовский локомотиворемонтный, Запорожский электровозоремонтный завод. Данные предприятия стоило бы загрузить заказами, а не закупать вагоны за рубежом.

Впрочем, учитывая, что США и ЕС уготовили Украине роль «аграрной сверхдержавы», они категорически не заинтересованы в развитии высокотехнологичного производства в стране, а внутренних резервов явно недостаточно. Поэтому для сохранения и развития потенциала украинских железных дорог возобновление полноценных экономических отношений между Украиной и Россией — абсолютно необходимый шаг. Но пока Киев не обнаруживает готовности идти на диалог, продолжая говорить с Москвой языком ультиматумов.

Таким образом, если в ближайшее время не будет модернизации, украинские железные дороги обречены на постепенное загнивание, которое перерастет в системный коллапс. Коррупционные схемы, неэффективный менеджмент и политическая конъюнктура являются главными помехами для их развития. Реалии таковы, что украинские пассажиры и грузоперевозчики обречены рисковать своим здоровьем и имуществом.

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала