Начальник украинской «Госгидрографии» Александр Щипов знает, как насолить россиянам в Крыму: объявить режимный район в территориальных водах полуострова.
«Объявление режимного района даст Украине возможность не только противодействовать агрессору, но и как ответственной правовой державе обеспечить выполнение обязательств перед мировым сообществом в нескольких направлениях. Мы сможем минимизировать риски для мореплавателей в части навигационно-гидрографического обеспечения. Снять с Украины ответственность за любые аварийные происшествия, которые могут произойти в результате преступных действий РФ во внутренних морских водах и территориальном море Украины вокруг Крымского полуострова. Также свести на нет попытки россиян по картографированию указанного региона», — заявил Щипов.
Задумка украинских гидрографов состоит в следующем: запретить России производить и распространять электронные навигационные карты (ЭНК) акватории Крыма. Сейчас ЭНК издает и поддерживает как украинская «Госгидрография», так и Россия. При этом в украинской государственной компании утверждают, что одновременное использование украинских и российских ЭНК электронной картографической навинационно-информационной системой (ЭКНИС) судов может привести к непредсказуемому поведению судов и их столкновению.
По словам украинских гидрографов сейчас известно о 32 случаях подобного дублирования.
«Мы уже добились того, чтобы РЭНК PRIMAR не совершал реализацию российских карт, которые имеют стопроцентное покрытие украинских территориальных вод. Сейчас, используя все имеющиеся способы, собираемся требовать от РЭНК IC-ENC (Великобритания) прекращения им реализации ЭНК российского производства на воды Украины. Следующим и крайне важным этапом противодействия российской агрессии является объявления Украиной морского режимного района с целью запрета захода судов во всех крымские порты и запрета незаконной деятельности РФ в территориальных водах Украины около Крымского полуострова», — заявил первый замначальника украинской «Госгидрографии» Богдан Устименко.
В случае, если Украина объявит о создании около Крыма временного района, запрещенного для входа судов, он охватить 54 навигационные карты украинской «Госгидрографии».
В общем, план украинских гидрографов прост и незамысловат: лишить мир российских ЭНК акватории Крыма в Черном и Азовском морях, а потом «отключить» украинские, объявив блокаду. Это может создать серьезные препятствия судоходству в регионе.
Дело за малым: найти понимание и поддержку у других органов государственной власти Украины, а также у мировой общественности, к которым и обратились украинские гидрографы.
Впрочем, вряд ли у них что-то получится.
Дела давно минувших дней и современность
Одними из первых документов о Крыме и нынешнем юге Украины были древнегреческие периплы — руководства по мореплаванию. Древнейший дошедший до нас перипл — «Перипл ойкумены», приписываемый Скилаку Кариандскому, датируется IV веком до нашей эры. Сам Скилак — известный древнегреческий мореход — жил в VI веке до нашей эры. Считается, что «Перипл ойкумены» был основан на его трудах, но существенно переработан два века спустя, ведь в нем появились колонии, возникшие после смерти морехода. Поэтому этот «Перипл ойкумены» еще называют «Периплом Псевдо-Скилака».
Это удивительный документ — подобие современных лоций. В нем рассказывается о населенных пунктах, гаванях, корабельных стоянках, расстояниях между ними и течениях и народах, населяющих побережья, интересные древним грекам. В «Перипле Псевдо-Скилака» рассказывается и о побережье Северного Причерноморья, в том числе и Крыма. В этом документе гораздо полнее, чем в «Истории» Геродота перечислены города региона. Упоминаются и такие крымские города, как Херсонес, Феодосия, Китей, Нимфей, Пантикапей и Мирмекий.
Интересно, что древние греки первые обнаружили и описали сильное течение у южного берега Крыма, которое идет с востока на запад. Таким образом путь от Херсонеса до Мирмекия был почти таким же по времени, как путь от устья Дуная до Херсонеса напрямик, на что античные мореходы советовали обращать внимание.
С тех пор прошло много времени, и капитаны пользуются уже не периплами, но электронными навигационными картами. Они могут быть растрового и векторного формата. Однако сами по себе эти карты, как правило, не используются. Они являются частью компьютерной навигационной системы судов. Среди них можно выделить три: электронную картографическую систему (ЭКС), которая предназначена для судов внутреннего и каботажного плавания, речную навигационную картографическую систему, которая должна удовлетворять требованиям национального речного регистра, и, наконец — ЭКНИС, о которой говорилось ранее.
ЭКНИС — электронная картографическая навигационно-информационная система — отображает информацию из ЭНК, интегрирует ее с данными GPS, радаров и система автоматической идентификации судов. Иными словами, это «живая карта», на которой видны все ваши соседи по акватории, их ориентировочные маршруты, направления.
В общем, задумка украинцев проста: прекратить поддержку одного из важнейших элементов ЭКНИС, вернув мореплавание у берегов Крыма если не в то состояние, в котором оно находилось во времена составления первых периплов, то в близкое к этому.
Не удивительно, что, зная о настоящих целях «Госгидрографии», международные регистры ЭНК будут тянуть с выполнением украинских требований как можно дольше. Пока сдался лишь PRIMAR, оператором которого является Норвежская гидрографическая служба.
В Крыму же идея украинцев и вовсе вызвала осуждение и насмешки.
Нарушение морского права и несбыточные мечтания
После появления новостей о намерениях руководства украинской «Госгидрографии» российский сенатор от Крыма Ольга Ковитиди напомнила, что это противоречит международному праву.
«Действия Киева системно противоречат нормам международного морского права и принципам свободы мореплавания. Украинская власть, создавая проблемы российско-украинским отношениям, наносит существенный вред прежде всего интересам народа Украины», — указала она.
Также Ковитиди заявила, что задержание и обыски украинскими спецслужбами кораблей, заходивших в крымские порты, является разновидностью морского пиратства.
Сама Ковитиди — из Крыма, и ей хорошо знакомы настроения среди местных моряков и судовладельцев. Ее оставшиеся на полуострове соотечественники тоже не рады политике Украины. Впрочем, они и не отчаиваются.
«Все их попытки устроить морскую блокаду Крыма будут обречены на провал. У Украины на это нет ни сил, ни средств. Все это пустые разговоры и из ряда сумасшествия. Удивительные они люди — им лишь бы создавать информационный повод, чтобы о них говорили», — отметил вице-спикер парламента Крыма Ефим Фикс.
А крымский вице-премьер, постоянный представитель региона при президенте России Георгий Мурадов считает, что подобными инициативами на Украине кто-то хочет продолжить начатую прошлой властью преступную политику в отношении Крыма.
В чем-то он прав: заявления представителя президента Украины «в Автономной Республике Крым» Антона Кориневича по недопустимости поставок днепровской воды на полуостров, и инициатива руководства украинской «Госгидрографии» красноречиво свидетельствуют о том, что в отношении Крыма нового президента Владимира Зеленского толкают на продолжение политики его предшественника — Петра Порошенко. Правда, ничем хорошим та политика не увенчалась. Ее венцом была «керченская провокация», в результате которой Украина лишилась и нескольких судов, и 24 своих моряков. О последних Зеленский не может не помнить, ведь на его руках — браслеты с фамилиями моряков.