Сразу после звонка российскому лидеру Владимир Зеленский созвал брифинг, где рассказал представителям СМИ о самом факте разговора и подчеркнул, что он настаивает на скорейшей организации встречи в «нормандском формате».
Сообщение же от российской стороны было куда более информативным: «Президент России подчеркнул, что для деэскалации конфликта необходимо прежде всего исключить дальнейшие обстрелы украинскими войсками населенных пунктов Донбасса, приводящие к жертвам среди мирного населения. Подтверждена также исключительная важность последовательной реализации Минских договоренностей, включая юридические аспекты предоставления ДНР и ЛНР особого статуса», — говорится в сообщении.
Украинский президент в очередной раз заявил, что он не намерен предоставлять прописанный в Минских соглашениях особый статус Донбассу. Пользователи сразу обратили внимание, что данный тезис прозвучал буквально через пару дней после опубликования интервью олигарха Игоря Коломойского российскому изданию РБК, в котором он также утверждал, что ДРН и ЛНР не нужно предоставлять особые права.
Так, политолог Дмитрий Корнейчук заметил, что едва Коломойский в интервью сказал о том, что Украина не будет вносить изменения в Конституцию об особом статусе Донбасса, как на следующий день Зеленский позвонил и сказал об этом Путину.
Однако многие пользователи соцсети полагают, что бурная реакция Зеленского, направленная в первую очередь на внутреннюю аудиторию, вызвана тем, что команда нового президента пока так и не может четко сформулировать свои цели на востоке страны. Поэтому в речах самого Зеленского и его соратников просматривается причудливая эклектика из тезисов Порошенко и общих фраз о необходимости мира в Донбассе.
Главный редактор интернет-издания «Страна.ua» Игорь Гужва полагает, что у команды президента Владимира Зеленского нет нового плана мирного урегулирования в Донбассе, поэтому в публичных заявлениях звучат старые тезисы о недопустимости особого статуса для региона.
«Если сформулировать условный «план Зеленского» по Донбассу то, судя по его (и его команды) словам и действиям, он такой. Политическую часть Минских соглашений (особый статус для Донбасса и амнистия) не выполнять. Потому как стремно.
Но при этом сделать вид, что война закончилась, — типа перемирие, прекращение огня, смягчение риторики в отношении России и сепаратистов, обмен пленными (если получится) и прочая декоративная примирительность без реальных шагов по политическому урегулированию», — написал он на своей странице в Facebook.
Как указывает Гужва, у Зеленского желали бы не прекратить войну путём выполнения Минских соглашений, а просто забыть о ней.
«Однако события последних дней с новыми потерями на фронте показывают, что этот план не работает. Без политического урегулирования война не закончится и не даст о себе забыть.
Зеленскому надо придумать новый план. Но он, судя по его сегодняшнему общению с Путиным (где он еще раз сказал, что Конституцию менять не будет) пока к этому не готов…» — заявил Гужва.
А представитель ЛНР на переговорах в Минске Родион Мирошник полагает, что украинская сторона постарается максимально разогреть ситуацию вокруг гибели своих военнослужащих с целью добиться созыва саммита «нормандского формата».
«Инцидент в ВСУ с гибелью четырёх солдат у Зеленского взяли в масштабную раскрутку с целью добиться саммита в «нормандском формате», но на это вряд ли кто-то пойдёт из его непосредственных участников. Работать только на PR-эффект во имя международного рейтинга Зеленского вряд ли кто-то захочет. Для этого нет ни весомых и доказанных оснований, и, главное, нет видимой перспективы добиться позитивных результатов для урегулирования конфликта», — настаивает представитель Луганской Народной Республики.
При этом он обращает внимание, что само обвинение в адрес вооруженных сил ДНР в нарушении перемирия и причастности к гибели солдат ВСУ достаточно голословно. Нет данных об инциденте от СММ ОБСЕ.
Кроме того, Мирошник замечает, Зеленский не требует международной экспертизы, расследования и обнародования итогов. Не требует экстренного заседания Контактной группы в Минске, где заключалось соглашение о прекращении огня. Он сразу заявляет о том, чего хочет, — саммита в «нормандском формате».
«Саммит «нормандского формата» — не скорая помощь. Его заседание произойдёт, когда будет перспектива принятия стратегических решений по урегулированию конфликта в Донбассе. Сейчас таких перспектив нет. Нет согласованной сторонами на подготовительном этапе «дорожной карты», нет ни малейшего продвижения на политическом треке в Минске, нет и публичной готовности Киева к компромиссам», — написал он на своей странице в соцсети.
На фоне заявлений Зеленского, что он и без всякого особого статуса защитит граждан Украины в Донбассе, очень показателен пост донецкого журналиста и блогера Рамиля Замдыханова, описывающего реальное отношение современной Украины к жителям Донбасса.
«Из Украины сообщают, что там СБУ проверяет переселенцев из Донбасса на благонадежность. Как будто они не граждане Украины, которые решили, что на Украине им будет безопаснее, а японцы на территории США, вступивших в войну с Японией.
Ну, что я скажу, наверное, так оно и есть — вы японцы. Вы, конечно, можете со мной спорить, но спорьте не со мной, а с СБУ. А лучше не спорьте вообще ни с кем», — рассказал он.
Практически все пользователи соцсети Facebook едины во мнении, что от команды Зеленского, повторяющей старые порошенковские методы «умиротворения» Донбасса, сложно ожидать иных результатов, кроме периодических обострений на линии соприкосновения. Кроме того, отрицая очевидное, что ни республики, ни Москва ни при каких обстоятельствах не согласятся на игнорирование политической части Минских соглашений, закрепленных резолюцией Совбеза ООН, Зеленский рискует бесконечно продолжать замороженный конфликт в Донбассе.