Лавров привлек внимание Заньера к постоянно ухудшающемуся положению представителей русскоязычного национального меньшинства в Прибалтике и русскоязычного населения на Украине, в том числе в связи со скандальными законами «Об образовании» и «О функционировании украинского языка как государственного», говорится в сообщении российского внешнеполитического ведомства.
На Украине происходит переформатирование власти. Но будет ли новый парламент разбираться с наследием режима Петра Порошенко в виде языкового закона и закона об образовании, есть ли в новой Раде депутаты, способные отстаивать права русских на Украине, пойдёт ли Владимир Зеленский на смягчение в сфере языковой политики? Российские и украинские политики и эксперты делают разные прогнозы.
Сенатор Олег Морозов считает, что уступки в этой сфере Зеленскому и его команде сделать достаточно легко, и такие уступки, скорее всего, будут сделаны.
«Мне кажется, это то, что отдать Зеленскому проще всего. Тем более он на эту тему уже высказывался. Я не могу здесь давать какой-то жесткий прогноз, но у меня есть ощущение, что в этом вопросе, безусловно, последуют какие-то послабления, пускай даже формального характера, но, тем не менее, мне кажется, что в эту созданную достаточно конфликтную систему будут внесены какие-то изменения, которые позволят этот накал снизить», — сказал сенатор в ходе состоявшейся 22 июля пресс-конференции в рамках спецпроекта «Украинское досье» редакции Украина.ру.
С этим не согласился украинский политолог Александр Семченко. По его словам, русский язык не уступят, поскольку языковой вопрос позволяет легко разделять общество. И это для власти принципиально. Если по таким вопросам уступать, отметил эксперт, если не разделять общество, то люди могут и объединиться и смести власть, ведь на самом деле на Украине «живётся плохо всем — и тем, кто за Бандеру, и тем, кто за Ленина».
Поэтому украинцев постоянно разделяют по вопросам языка, по вопросам отношения к России, по вопросу, как на Донбассе конфликт урегулировать, и т.д., отметил политолог. Он напомнил, что из всего запретного списка Зеленского до сих пор заинтересовал лишь запрет на его фильм «Сваты», который и был из списка вычеркнут, — вот о таких поправках только и может идти речь.
Главный редактор издания Украина.ру Искандер Хисамов предположил, что, вероятно, сами «драконовские» законы останутся без изменений, но их не будут с таким уж рвением соблюдать, возможно, снизится пафос и в церковной борьбе. На это возразил политолог и обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко, отметивший, что, скорее, за соблюдением этих законов в СМИ, в сфере культуры будут следить бдительно, поскольку есть лоббисты, есть заинтересованные лица, которые таким образом убирают конкурентов, — «это и украинские издательства, это и украинские СМИ, это и украинские деятели культуры».
«Им не нужны конкуренты. И они фактически эти законы сами проталкивали на протяжении десятилетий, они постоянно лоббировали эти ужесточения. И, безусловно, они не допустят никакого отката, попробуй откати, и визг будет стоять на пол-Вселенную, а это абсолютно никому не надо», — сказал эксперт. Он добавил, что сторонники свободного использования русского языка, пусть их даже большинство, молчат, а украинизаторы «визжат, и они создают общую информационную картинку».
Своё видение возможного решения языкового вопроса изложил экс-депутат Верховной Рады Украины Олег Царёв. По его словам, «до тех пор, пока русский не будет государственным языком на Украине, что бы там ни делали, как бы ни голосовали, какой бы особый статус, региональный (ни предоставляли. — Ред.), всё равно его будут сдвигать, будут его зажимать».
«Единственное решение по русскому языку — это сделать его государственным», — сказал политик. Он напомнил, что у Донбасса на начало событий в 2014 году было три требования: федерализация, второй государственный русский язык и амнистия «беркутовцам».
Теперь же, уверен Царёв, «внутри Украины не осталось политических сил, которые могут продавить этот вопрос (о русском языке как втором государственном. — Ред.) через парламент, это невозможно».
«И вообще наших на Украине остаётся очень мало. Очень долго Российская Федерация работала точечно с сопредельными государствами, делая ставку на отдельных людей, на отдельные политические группы. Из наших у нас остался там народ. И с народом надо работать», — сказал Царёв в заключение.
Судя по всему, языковой вопрос ещё долго будет использоваться украинскими властями в качестве безотказного инструмента раскола общества.