После парламентских выборов одним из ключевых вопросов для украинских властей станут отношения с Россией. От президента Зеленского многие его избиратели ждали прямых переговоров с Москвой, но первый его «официальный» телефонный разговор с Владимиром Путиным состоялся только 11 июля.
При этом в первые недели на посту Зеленский делал противоречивые заявления: говорил о необходимости мира, но призывал Запад к введению новых санкций против России.
Впрочем, власть Зеленского до выборов в Раду была реально ограничена — против него фактически выступали большинство депутатов парламента и ключевые ведомства. Но с избранием новой Рады ситуация наверняка изменится.
Зеленскому нужно проводить сложные вопросы через парламент
Политолог, директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков считает, что ключевыми вопросами станут Донбасс, восстановление «нормандского формата», восстановление диалога на высшем уровне, восстановление экономических отношений — «ведь 31 декабря закончится договор по транзиту газа».
«Возможно, [еще] гуманитарные вопросы, связанные с Донбассом. Это зависит от того, как пойдёт переговорный процесс. Насколько сильная истерика поднимется из-за этого внутри и как партия Зеленского ее выдержит. Но еще неизвестно, какие кадры будут подобраны после выборов», — сказал эксперт.
От результатов избирательной кампании будет зависеть реализация Минских соглашений, отмечает российский политолог Дмитрий Абзалов. Даже если они в различных форматах будут реализовываться — например, сценарий Медведчука или, условно говоря, сценарий Зеленского, — суть в том, что политическую часть соглашений придется проводить через парламент, напомнил эксперт.
«В большинстве это изменения конституционные. Они предполагают конституционное большинство в Раде — более трехсот мандатов. Соответственно от расклада сил в Верховной Раде будет зависеть, удастся ли найти 300 человек, которые смогут проголосовать за эти изменения, поскольку без устойчивого конституционного большинства исполнение политических пунктов «Минска» будет носить ситуационный характер. В этом случае конфликт не удастся разрешить никогда», — предупреждает Абзалов.
Кроме этого, говорит он, крайне важен силовой блок — сможет ли Зеленский назначить «своих» силовиков: главу СБУ, министра внутренних дел, министра обороны.
Инфраструктура войны сопротивляется президенту
Порошенко проиграл выборы президента, но его курс остался, говорит Павел Рудяков. По его словам, Зеленский, который обещал мир, мотается по малым и большим городам и весям, показывая свою решительность и дееспособность на чиновниках регионального уровня, «а зайти в Минобороны или Генштаб и сказать «перестаньте стрелять» он не рискует, потому что знает, что это не будет выполнено».
«Министерство обороны играет в свою игру за очень большие деньги, которые капают каждый день. Там есть линия «Укроборонпрома», есть еще снабжение армии: поставки питания, электричества и так далее. Есть поставки горюче-смазочных материалов. Работа тыловых служб. За последние годы на складах сгорело огромное количество боеприпасов. Их надо списать на Восток, а они еще не все расстреляны. Это целая инфраструктура, которую нельзя разрушить по отмашке пальчика даже президента страны. Её демонтаж должен готовиться, он вызовет большое сопротивление», — рассказал эксперт.
Европа — за Минские соглашения
Для Москвы очень важен сигнал о том, какой будет формат взаимодействия двух стран, уверен Дмитрий Абзалов.
«Большинство наших договоренностей — обмен всех на всех, вопросы мирного урегулирования, возможное частичное признание Зеленского — во многом будут зависеть от того, каким будет формат парламентской кампании. В итоге мы получим либо Порошенко-лайт, либо Медведчук-софт, но в любом случае именно от выборов в Раду и, возможно, от муниципальных выборов во многом будет определяться будущее взаимодействие Киева и Москвы на ближайшие несколько лет», — сообщил политолог.
Хотелось бы верить, что новый парламент сможет реализовать политическую часть Минских соглашений, говорит Павел Рудяков. По его словам, есть целый набор стимуляторов в Брюсселе, Берлине и Париже, о чем Зеленскому было сказано во время последней встречи в формате Украина-ЕС.
В то же время нужно понять, насколько будет готов все это выполнить Зеленский, добавляет Рудяков. К этому оказался не готов Порошенко, хотя такие надежды ранее были: принимали закон об особом статусе в первом чтении, но потом все спустили на тормозах.
Пошаговая нормализация отношений России и Украины
В четверг, 18 июля, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что освобождение из-под стражи главы РИА Новости Украина Кирилла Вышинского может стать первым шагом для нормализации отношений между Москвой и Киевом, напомнил Павел Рудяков.
«Также договорились о перемирии на Донбассе. Выполнение этих договоренностей — вот лакмусовая бумажка [того, начнётся ли конструктивный диалог двух стран]», — сказал политолог.
Кроме освобождения Вышинского, вторым шагом должен стать обмен по формуле «всех на всех», а третьим — соблюдение перемирия, которое начинается 21 июля, подчеркнул Дмитрий Абзалов.
Если такие первые шаги будут — хотя бы не будут стрелять в течение недели, освободят Вышинского и продвинется обмен пленными, а также возможное смягчение по языку — вот сигналы, которые Москвой будут адекватно восприниматься, и Кремль пойдет на соответствующие ответные шаги, отметил Абзалов.
«Первый такой шаг — самое простое: задержанные после керченской провокации моряки. Второе — содействие процессу обмена всех на всех. Третье — частичное признание выборов на Украине, в том числе президентских. Точнее, это будут поздравления Зеленского с результатами парламентских и президентских выборов. И, конечно же, выход на «нормандский формат», но только при реализации первых пунктов Минских соглашений. Прежде всего это отвод сторон и перемирие», — пояснил политолог.