Очевидно, что выиграть выборы за неделю нереально. Даже если ты долго работаешь над победой, активная фаза должна продолжаться не менее трёх недель. Иначе мобилизовать избирателей на голосование не успеть. А тут и работать было некогда — из выборов в выборы, к тому же большой кусок времени ушел на чисто технические моменты…
Кампания Зеленского
Кампания «Слуги народа», в которой главную роль играет президент, включает две составляющие — внутри- и внешнеполитическую. Причём в обоих направлениях курс президента, мягко говоря, противоречивый.
Во внутренней политике президент продолжает гастроли по регионам, карая нерадивых бояр. Бояре огрызаются. Ситуация двойственная. С одной стороны, избиратели любят цирк с торжественным смещением проштафившихся клоунов, с другой — когда клоуны в ответ хамят и обвиняют в клоунаде первое лицо, это не очень хорошо для рейтинга первого лица.
При этом отсутствует реакция президента на вступивший в силу языковой закон, хотя в этой связи прошло заседание Совбеза ООН, на котором верховный комиссар ОБСЕ по национальным меньшинствам Ламберто Заньер заявил, что властям в Киеве при разработке законодательства следует учитывать права национальных меньшинств и особенности регионов страны.
Во внешней политике сигналы противоречивые:
— Зеленский позвонил Путину, несмотря на то что западные партнёры были против (по его словам);
— на переговорах в Париже советники в рамках «нормандского формата» ни о чём не договорились, но заявили о прогрессе (как это?);
— успешно закончился очередной раунд переговоров в Минске — стороны договорились о прекращении огня, причём впервые предусмотрены действенные (хочется верить) меры контроля и ответственности за нарушение перемирия;
— процесс обмена пленными тормозится украинской стороной; Зеленский заявил, что готов обменять Вышинского на Сенцова (чем фактически признал, что украинская власть захватила собственного гражданина как заложника для обмена);
— Кабмин ввёл очередные санкции, на этот раз против украинской армии и сельского хозяйства, введя спецпошлины на российское дизельное топливо.
В заключение советник президента Никита Потураев (явно играющий в новой администрации лайт-версию Турчинова) заявил, что в случае необходимости Зеленский объявит всеобщую мобилизацию и двинется на Донбасс. Пока что, правда, необходимости такой нет.
Зеленский находится на растяжке — с одной стороны, украинцы требуют мира, и он должен продемонстрировать реальные шаги в этом направлении; с другой — украинцы не хотят уступок, и Зеленский старается на уступки не идти.
И, наконец, под конец недели, в пятницу, 19 июля, в Киеве были продемонстрированы для представителей украинских СМИ мобильные жилые модули, предназначенные для "личного состава в районе проведения ООС (бывшей АТО)". То есть, война в Донбассе — это надолго, раз для нее изготавливают в промышленных объемах жилые модули?
В общем, противоречивость собственной позиции и неопределённости общественного мнения не даёт Зеленскому эффективно действовать. И даже создание информационных поводов проходит неопределённо — они дают как позитивный, так и негативный эффект.
Видимо, осознавая это, президент внёс в парламент проект изменений законодательства о люстрации, в соответствии с которым ей подлежат выборные лица (в т.ч. президент и депутаты), а также лица, занимавшие эти должности при Порошенко.
Скорее всего, это просто рекламная акция, показывающая настойчивость президента в борьбе с наследием «антинародного режима», но фактически это план государственного переворота с целью получения парламентского большинства, которое не выходит получить на выборах. По этому закону из Рады можно будет вычистить порядка сотни-полутора оппозиционных депутатов.
Кампания Медведчука
На самом деле прошедшая неделя действительно была бенефисом Виктора Медведчука:
— скандал вокруг фильма Оливера Стоуна;
— обстрел из гранатомёта здания «112 канала»;
— представление нового мирного плана в Европарламенте;
— флешмоб в ДНР и ЛНР «Зеленский, признай выбор Донбасса» (на Донбассе отношение к нему неоднозначное — выбор Донбасса в пользу России или самостоятельности, но никак не в пользу возвращения в состав Украины);
— встреча с Путиным и Лукашенко в Петербурге…
Соответственно, наблюдаем и попытки каким-то образом нейтрализовать этот мощный напор, далеко выходящий за пределы типичного предвыборного пиара (ибо Медведчук не обещает, а действует). Например, у ряда серьёзных аналитиков, связанных с «Оппозиционным блоком», в «Фейсбуке» вышли идентичные публикации о том, что Медведчук, дескать, утратил кредит доверия в Москве, почему ему и не дали освободить украинских моряков. На самом деле: а) Медведчук сейчас не работает в рамках Минской группы; б) моряки и Вышинский выходят за рамки переговоров в Минске; в) позиция Москвы действительно меняется, и круг переговорщиков с украинской стороны расширяется, что, однако, не свидетельствует об утрате доверия к Медведчуку.
Очень забавно читать, что это всё просто рекламные акции кандидата — если это просто реклама, то чего шум-то такой? А шум как раз из-за того, что речь идёт отнюдь не только о рейтинге «Оппозиционной платформы», а о статусе самого Медведчука. При Порошенко он фактически исполнял функции альтернативного главы МИД и альтернативного посла (что характерно — и в Москве, и в Киеве). Зеленский решил его отстранить от этой неофициальной должности.
Понятно, что эта борьба на выборах не завершится, но влияние Медведчука, скорее всего, снизится — кратно успехам России в организации диалога непосредственно с Зеленским. Если они будут, конечно.
Кампания Порошенко
Пётр Порошенко без приглашения, но одновременно с Медведчуком съездил в Страсбург. Злые языки говорят — прятался от допроса в ГБР, которое вдруг проявило невиданную прыть в расследовании его причастности к разным злоупотреблениям.
Кампании нет, информационные поводы в основном негативные, рейтинг, пусть небольшой, держится.
Кампания Тимошенко
Именно на этой неделе Тимошенко сделала единственное осмысленное своё телодвижение за всю кампанию, которое объясняет её пассивность. Она заявила: «Мы предлагаем, не зависимо от того, будет у президента самостоятельное большинство или нет, объединить в парламенте все демократические проукраинские проевропейские политические команды. Безусловно, я не считаю предыдущую власть таковой». Всё.
Тимошенко лучше всего работает в качестве оппозиционера. Президентскую кампанию она провела на противостоянии с Порошенко, но оказалось, что Зеленский сыграл лучше. Играть на оппозиции сейчас — значит противопоставить себя Зеленскому, окончательно запутать избирателей (они ещё не готовы к мысли о том, что Зеленскому нужна оппозиция) и, главное, лишиться даже призрачных шансов на премьерство. Юлия Владимировна, кажется, видит в его получении единственный шанс сохраниться в политике. Возможно, она права.
Рейтинги
По идее активность одних политиков должна была привести к росту рейтингов политических партий, а пассивность других — к их падению. Но ничего такого не происходит. Рейтинги колеблются, но как-то невпопад.
«Слуга народа» по-прежнему находится где-то в коридоре между 42 и 52%. Причём максимальные и минимальные цифры появляются у разных организаций одновременно, т.е. это не колебания, а удивительно большая погрешность, производящая впечатление умышленности.
«Оппозиционная платформа» даёт результат в 10-12%, что нормально, но ниже, чем недавние оценки в 14%. И это несмотря на ряд весьма эффектных инициатив Медведчука.
«Европейская солидарность» — что-то около 8%.
«Батькивщина» — около 7%. Случай с Юлией Тимошенко самый показательный. Она откровенно заблудилась в нынешней повестке дня и не делает практически ничего. Рейтинг, однако, держится.
«Голос» — единственная партия, у которой, кажется, есть какая-то динамика. Некоторые службы показывают рейтинг ниже 5%. Может, он действительно падает.
«Сила и честь», по некоторым данным, всё же может получить 5%.
«Оппозиционный блок» не проходит, и это признала даже «Актив-групп», которая вторую кампанию подряд старательно рисует партии высокие рейтинги. Особенно жалко ОБшных экспертов, которые вынуждены говорить, что всё равно верят в перспективы партии, потому что у неё «позитивная динамика рейтингов» (в данных «Актив-групп» это с 5 до 3%). Впрочем, чего не бывает в наших краях?
Казус Маркива
Разумеется, ситуация с осуждением в Италии на 24 года украинского добробатовца Виталия Маркива, воевавшего в Донбассе, был использован в кампании. Отметились буквально все политики «патриотического» спектра — и Ярош, и Ляшко, и Тимошенко, и сам Зеленский… Однако тема эта выходит за рамки кампании — они и вне её реагировали бы точно так же.
Во-первых, осуждение Маркива — прямое признание на юридическом уровне совершения украинскими войсками и парамилитарными формированиями военных преступлений в Донбассе. Понятно, что судили его за участие в убийстве итальянского журналиста, но сигнал для украинских «патриотов» крайне неприятный. Появляется вероятность привлечения к ответственности в Европе и других подобных персонажей.
Во-вторых, это первый при новом президенте конфликт Украины со страной ЕС. Причём там явно видно раздражение Украиной и поведением её представителей — прокурор изначально требовал только 17 лет, но беспомощность защиты и демонстрация украинской диаспоры, явившейся на суд в вышиванках, стоила Маркиву ещё 7 лет.
Конституционный суд
КС на прошедшей неделе принял решения о соответствии Конституции законов о декоммунизации и образовании.
Первое решение целиком предсказуемо — формально никакого противоречия Конституции нет, вопрос чисто политический. Однако КС таким путём не пошёл и постановил, что у закона, дескать, правильная цель — не допустить возвращения к тоталитарному прошлому. Т.е. и решение КС в действительности политическое, а не юридическое.
С законом об образовании и так всё понятно — он противоречит языковым статьям Конституции, о чём судьи прекрасно знают.
В общем, у нас замечательный Конституционный суд, который рулит в сторону, указанную Банковой, даже если Банковая никуда конкретно ещё не указывает (языковой вопрос там ещё не решён). Это всё тот же суд, который в 2010 году вносил изменения в Конституцию, хотя никакого права на это не имел…