Павел Волков более года провёл в СИЗО. 25 октября 2018 года суд отказал в удовлетворении ходатайства прокурора о продлении меры пресечения журналисту в виде содержания под стражей, не избрав альтернативную меру пресечения. 27 марта Шевченковский районный суд Запорожья пришел к выводу о недоказанности вины Павла Волкова и оправдал его. Прокуратура подала апелляцию, считая оправдательный приговор безосновательным, и проиграла.
«Сегодняшнее решение — это первый устоявший оправдательный приговор по журналистским делам. Надеюсь, что он станет неким спусковым крючком для запуска подобных решений по другим политзаключенным, которых, несмотря на некоторые подвижки (домашний арест просидевшего 4 года в СИЗО генерала Щеголева или закрытие розыска по Игорю Гужве), не становится меньше. Почти каждую неделю читаешь на сайтах СБУ (Служба безопасности Украины. — Ред.) или прокуратуры о задержании людей за репосты в соцсетях. Только вчера нечто подобное было в Николаеве. Женщине выламывали двери. А сегодня за репосты в соцсетях схватили мужчину в Одессе. Я уже даже не знаю, с чем такое можно сравнить. Сказка про Чиполлино в нашей стране уже давно не сказка. Так и представляю, как сотрудники СБУ ломают двери с криком: «Именем тарабарского короля!» И это несмотря на то что король этот уже сброшен с трона», — обрисовал ситуацию Павел Волков в комментарии изданию «Страна.ua».
Журналист напомнил, что по украинским улицам ещё «безнаказанно шатаются неонацистские группировки типа С14, «Фрайкора» или «Нацдружин», еще сидят в тюрьмах политзаключенные Мефедов, Долженков, Саган, Мастикашева, Логунов и т.д. Еще продолжаются преследования журналистов Коцабы, Муравицкого и других».
Но все же, считает Волков, решение Запорожского апелляционного суда очень важно: «оно дает веру в то, что закон все-таки существует, а значит, рано или поздно все настоящие преступники будут наказаны».
Действительно, у многих на Украине и за её пределами точка в деле Волкова породила надежды на смягчение репрессивной политики украинского режима. «Начинают освобождать политических заключённых! Шевченковский райсуд Запорожья вынес оправдательный приговор журналисту Павлу Волкову, которому грозило до 15 лет тюрьмы за то, что тот осмелился публиковаться на неугодных Порошенко новостных ресурсах и вообще говорил то, что власти Порошенко не нравилось», — написал на своей странице в Facebook беглый депутат Верховной Рады Александр Онищенко. Он отметил, что победа досталась Павлу Волкову дорогой ценой.
Так и есть. Очень дорогую цену приходится платить украинским журналистам за высказанное мнение и просто за честную работу. Житомирского журналиста Василия Муравицкого в августе 2017 года сотрудники СБУ задержали прямо в роддоме, куда он приехал к жене и новорожденному сыну. Как раз 27 июня исполнился ровно год, как Муравицкий находится под круглосуточным домашним арестом, напомнили в правозащитной группе «Успiшна варта» («Успешная стража»).
«Суд игнорирует доводы адвокатов и отказывается отменять меру пресечения журналисту», — говорится в сообщении. Правозащитники отметили, что преследование Василия Муравицкого было признано политически мотивированным депутатами Европарламента, представителями Amnesty International, бюро по защите прав человека при Госдепе США, «Сетью Солидарности», Международным обществом прав человека, «Репортерами без границ», «Комитетом защиты прав журналистов», «Комитетом мира» и другими украинскими и международными инстанциями и правозащитными организациями.
Более четырёхсот дней находится в СИЗО главный редактор портала РИА Новости Украина Кирилл Вышинский, обвиняемый в госизмене за его журналистскую деятельность. Журналиста задержали 15 мая 2018 года, тогда же прошли обыски в у него дома, в редакционных офисах и в квартирах некоторых журналистов. Херсонский городской суд 17 мая 2018 года арестовал Вышинского, с того времени суд регулярно продлевает меру пресечения журналисту. А апелляционный суд подтверждает эти решения (сейчас арест журналиста продлен до 22 июля 2019 года). Ранее защита просила суд изменить меру пресечения на домашний арест с ношением электронного браслета. Однако суд отказал в этом.
Кирилл Вышинский не раз заявлял, что намерен в суде доказать свою правоту. Журналист отказался от поступивших ему предложений от различных украинских партий баллотироваться на досрочных выборах в Верховную Раду — об этом он сам сообщил в письме, которое обнародовал на своей странице в соцсети адвокат журналиста Андрей Доманский.
«Я хочу поблагодарить всех, кто предложил мне войти в списки партий и объединений для участия в досрочных выборах в Верховную Раду. Спасибо большое за доверие, но сегодня я не готов уйти из профессии, которой я отдал больше 25 лет, и заняться политикой, пусть даже и в новых условиях, которые начали формироваться в стране с приходом новой президентской команды», — говорится в письме Вышинского.
Андрей Доманский отметил, что ровно год назад Королёвский районный суд Житомира удовлетворил ходатайства стороны защиты об изменения меры пресечения с содержания под стражей на домашний арест для Василия Муравицкого, также можно ожидать изменений к лучшему и в деле Кирилла Вышинского.
«…Мы уверены, принимая во внимание, что большинство доводов стороны защиты вошли в аргументацию недавно принятого решения Конституционного суда, что наше ходатайство будет рассмотрено по закону! В чем у меня нет сомнения», — написал адвокат. По словам Доманского, на заседании суда 3 июля защита будет отстаивать право журналиста на свободу: «практика ЕСПЧ и практика украинских судов, даёт возможность говорить об этом!»
В апреле 2019 года российские журналисты обратились с открытым письмом к новому президенту Украины Владимиру Зеленскому с призывом обратить внимание на ситуацию с Кириллом Вышинским и сделать всё возможное для того, чтобы он оказался на свободе как можно скорее.
А бывший заместитель главы администрации Виктора Януковича, юрист Андрей Портнов призвал украинские власти (судебные и обычные) освободить Вышинского без встречных условий и требований. По словам юриста, Киев может «показать этим свою конструктивную позицию и готовность ускорить переговоры с Россией по украинским морякам».
Напомним, 25 июня Конституционный суд Украины признал неконституционным положение ч. 5 ст. 176 («Общие положения о мерах пресечения») УПК Украины, согласно которому в отношении подозреваемых по статьям о терроризме, преступлениях против основ национальной безопасности Украины, препятствовании деятельности Вооруженных сил нельзя было избрать более мягкую меру пресечения, кроме содержания под стражей.