Главным героем этого масштабного, зато вовсе не пафосного, приятного и задушевного собрания был Олесь Бузина. Он присутствовал незримо. Да и зримо тоже — в своих книгах, статьях, портретах, с которыми все присутствующие прекрасно знакомы, в добрых воспоминаниях собравшихся.
16 апреля 2015 года в Киеве у подъезда своего дома Олесь был застрелен. Наглое, циничное, дикое убийство. Исполнители известны — это нормальные такие, обычные сегодня украинские отмороженные нацисты. Они и теперь на свободе, суд что-то не торопится с вынесением приговора.
Валентина Павловна, как может, бьется с порожденной Майданом людоедской системой киевского режима. Сегодня это и есть главное содержание ее жизни — добиться справедливости. В нынешних украинских реалиях задумка практически невыполнимая. Но мама не сдается. Удивительной силы человек! Просто не понятно, откуда столько воли и целеустремленности в этой пожилой, далеко не совсем здоровой, измученной годами страданий женщине. Говорит, что чувствует — Олесь рядом, он поддерживает.
«Для меня это и радость, и праздник. Вышла третья книга о моем сыне», — говорит сквозь слезы Валентина Бузина собравшимся в зале МИА «Россия сегодня», представляя новенький томик «Слово как оружие». Хотя все понимают, что радость в данном случае относительная, с горьким привкусом. Книга великолепная, вопросов нет. Лучшие статьи Олеся за 20 лет работы в украинских газетах, заметки о нем редакторов, с которыми он работал, друзей и коллег. Но, разумеется, куда лучше было бы обойтись без этого посмертного собрания сочинений Бузины, без правильных, справедливых, но поминальных слов коллег, а чтобы Олесь был жив.
На презентации собралась большая и, прямо скажем, почтенная аудитория. Прозвучало немало слов в адрес Олеся Бузины и его материалов, ставших уже классикой русскокультурной журналистики.
Дмитрий Киселев, генеральный директор МИА «Россия сегодня», подчеркнул, что статьи Бузины и сегодня актуальны. Олесь был яркой личностью, возможно, одной из самых ярких на Украине. А его, Гулливера, преследовали моральные, творческие карлики, лилипуты. Журналиста, по мнению Киселева, убили именно потому, что при нем невозможны были бы те безобразия, которые сейчас творятся на Украине.
Слово взял бывший премьер-министр Украины Николай Азаров. Кстати, его материал об Олесе Бузине тоже вошел в представляемую книгу. «Главная ошибка в том, что мы боролись за власть, а не за умы людей, — сказал Азаров. — За 30 лет мы допустили дебилизацию людей на Украине. Нас это даже в каком-то смысле устраивало. А Бузина был глыбой в безликом массиве».
Украинский журналист, недавно вынужденный покинуть Киев, чтобы не оказаться за решеткой, Владимир Скачко обозначил убийство Олеся Бузины как «сакральную жертву» и «бандеровский аттентат». То есть террористический акт, направленный на запугивание всех инакомыслящих в стране. Но случай с Олесем имел такой резонанс, что кукловоды нынешнего киевского режима сказали своим подопечным: «Стоп!» Что позволило остаться в живых многих украинским политикам, журналистам, общественным деятелям. Олесь заплатил за это своей жизнью.
Понятно, что много говорилось об Украине. Кто-то выражал осторожный оптимизм, мол, верим, что там все повернется к лучшему. Другие настроены пессимистично. Во всяком случае отказ президента Владимира Зеленского встретиться с мамой Бузины — факт, крайне слабо настраивающий на позитивный лад.
Тем не менее, тот же Скачко сказал, мол, «надежда умрет последней, особенно после того, как на Украине были расстреляны вера и любовь». Страшные слова, но точные. Не поспоришь.
Была у этой презентации изюминка. Даже две. Нет, точнее — три. Прежде всего состоялось гашение марки, посвященной Олесю Бузине, выпущенной «Почтой Донбасса». Ее специально на это мероприятие привезла делегация ДНР.
В конце общения небольшой концерт дали, исполнив буквально по две песни, Юлия Чичерина и Джанго. Эти ребята уже стали символами российского присутствия в зоне боевых действий Донбасской войны. Не военного присутствия, но музыкального, творческого. А это, доложу вам, тоже немало.
Пару лет тому назад тоже возникла частная инициатива. Группа донецких и московских журналистов и общественников озвучила свое желание скинуться, кто сколько может, и установить в одном из многочисленных сквериков столицы ДНР бюст Олеся Бузины. Хорошая, как казалось, идея, встретила неожиданную и, честно сказать, неприятную волну в социальных сетях. Некоторые дончане внезапно возмутились, что кто-то собирается увековечить память киевского писателя, у них, не спросив. Основной тезис звучал такой: «У нас своих героев хватает!» Во-первых, разве одно мешает другому? Во-вторых, а Бузина-то чей, если не наш?
Словом, тогда инициатива ударилась о стенку непонимания и заглохла до поры. Теперь уже другие люди задумали сделать мемориальную доску. Она уже готова, кстати, ее изображение было показано публике. Вот и отлично, стало быть, время пришло.