- Виталий Юрьевич, в связи с инцидентом в Переяславе-Хмельницком, где от рук пьяных полицейских погиб 5-летний ребенок, на Украине заговорили об отставке министра МВД Арсена Авакова. Как, на ваш взгляд, это может произойти и какова законная процедура отстранения главы МВД Украины от должности?
— Для начала нужно понимать, что со времени, когда я возглавлял МВД Украины, в стране поменялось очень многое, в том числе и процедура назначения и снятия с должности главы этого ведомства.
Украина по своему устройству парламентско-президентская республика, и поэтому освободить министра внутренних дел от должности может только коалиционное большинство в Верховной Раде. Однако я уверен, что нынешнее, уже давно не существующее в реальности большинство, хотя и существующее формально, Авакова в отставку не отправит.
- А может ли президент Зеленский как-то ускорить процесс или даже настоять на отставке руководителя МВД, если, конечно, это входит в его планы?
— Еще раз повторюсь: по закону только парламент может принять такое решение. А президент выполняет исключительно политическую функцию, он может дать оценку ситуации и деятельности министра, может выразить свое негативное или какое угодно другое отношение к нему и его работе, но юридических последствий его слова (для министра МВД. — Ред.) иметь не будут.
Задача президента — информационно и политически удержать свой электорат, поэтому, если он сочтет возможным, он может через СМИ влиять на те или иные кадровые решения или грубо нарушить закон, что украинским властям в последние годы не в новинку.
- На ваш взгляд, на развитие данной ситуации может повлиять то, что Аваков перед президентскими выборами фактически получил «политическую индульгенцию» от США и уже успел выступить по поводу контроля МВД на досрочных парламентских выборах?
— Думаю, это тоже может сыграть определенную роль. Кроме того, кулуарные договоренности Авакова и Коломойского, по существу, помогли стать президентом Владимиру Зеленскому. Поэтому он (Аваков. — Ред.) представляет определенную ценность для главного бенефициара украинского проекта — США, а значит, его не будут торопиться менять.
Но давайте вернемся к началу. Есть политический аспект этой проблемы, а есть юридический. Если с юридическим все понятно, то политический имеет куда больше вариантов развития. Нужно понимать, что после 2014 года Украина лишилось даже того ограниченного суверенитета, который у нее был. Поэтому окончательное решение по таким ключевым чиновникам, как министр МВД, будут принимать не в Киеве, а в столицах других стран.
- О чем вообще говорит такой вопиющий случай, который вызвал волну возмущения украинской общественности? Как можно оценить те преобразования в МВД, которые произошли с 2014 года?
— Главный вопрос в такой сложной структуре, как Министерство внутренних дел, — это системный подход к подбору, обучению и контролю подчиненных сотрудников. Реформа — это всегда системное перестроение и усовершенствование, а не телевизионные картинки, когда взяли молодых людей и надели на них новые форменные фуражки. Не получится взять людей (пусть даже хороших, как они, руководители МВД, говорили) и, чтобы они по мановению волшебной палочки сразу стали высокоморальными специалистами. Это — сознательный обман.
Во-первых, вы их берете из того коррумпированного государства, из того же несовершенного общества, где такое поведение приемлемо для многих. Так с какого перепуга они будут отличаться от прежних, несовершенных, как утверждали майданные власти?
Во-вторых, реформа в правоохранительной сфере — это сложный, длительный и весьма дорогостоящий процесс. Провести его непрофессионалы не могут априори, даже если они этого действительно хотят. Кроме того, украинское медийное сообщество, то, которое больше всего ратовало за Майдан, хотело, чтобы реформа произошла мгновенно, сразу. Вот Аваков и его картинные копы и дали им то, чего они хотели.
Нынешние власти заполитизировали службу, выгнали старых специалистов только потому, что они не подходили под новую политическую картинку, разрушили сложнейшую систему подготовки кадров и передачи опыта. Так что результат вполне закономерен.
Кроме всего прочего, политизация, и я бы даже сказал, нацификация МВД привели некоторых к ощущению вседозволенности по политическим мотивам.
Так что результат подобной псевдореформы другим и быть не мог. Показать картинку они могут, а эффективно организовать работу по контролю за подчиненными, особенно на местах — нет.