Проблема состоит в том, что следование путём популизма принудит его вмешаться каким-то образом в религиозную ситуацию. Во всяком случае, именно к такому выводу подталкивают нас результаты телефонного опроса, проведённого КМИС 12-18 мая среди 1200 жителей Украины.
Отношение общества к ПЦУ
В соответствии с данными опроса, к созданию ПЦУ и предоставлению ей томоса положительно относятся 54% опрошенных. Нейтрально — 31%, отрицательно — 11%.
64,5% опрошенных считают условия, определенные томосом, достаточными для развития независимой ПЦУ. Противоположного мнения придерживаются 9%, которые считают, что следует отказаться от томоса и восстановить деятельность УПЦ-КП.
Любопытно, что не готовы отказываться от томоса 78% верующих ПЦУ, 41% верующих УПЦ МП, 40% православных без конкретизации церкви, 73% греко-католиков и 39% атеистов (!).
Чуть больше половины респондентов считают, что предоставление томоса скорее объединяет общество, хотя при этом 30,5%, наоборот, считают, что это является скорее разъединяющим фактором для Украины.
36,5% опрошенных поддерживают на посту главы ПЦУ Епифания, в то время как 15,5% — Филарета. Впрочем, 46% не определились или отказались отвечать.
Общая ситуация
Украина — очень политизированная страна. К политике у нас относится всё вообще, включая явления и процессы, от политики предельно далёкие.
Религиозная же проблематика у нас была острополитической всегда. Ведь даже освободительная война под руководством Богдана Хмельницкого началась под религиозными лозунгами.
Удивительно ли, что 65% опрошенных в принципе относятся хоть как-то к созданию ПЦУ, причём среди считающих себя причастными — не только православные, но представители других конфессий и даже атеисты (не те атеисты, которые атеисты, а «атеисты Киевского патриархата»)?
Почему? Потому что речь идёт о политическом вопросе — создание ПЦУ является элементом «окончательного прощай» в адрес России. Разумеется, это не значит, что противников восстановления отношений с Россией именно столько. На самом деле сторонников восстановления отношений, по данным недавнего исследования центра «Социальный мониторинг» и группы «Рейтинг», в разных формулировках — до 20%.
Важно, что националистическую позицию в религиозном вопросе занимает более половины опрошенных, что намного больше 15%, поддержавших Порошенко. То есть сам по себе этот вопрос не является электорально определяющим, но он тесно связан с общей идеологией. Соответственно, среди избирателей Зеленского тоже много сторонников ПЦУ.
Внутрицерковная ситуация
Понятно, что результаты опроса в известной степени являются манипулятивными. Среднестатистический избиратель не имеет достаточной квалификации, чтобы определить, насколько ценен томос, и не имеют никакого влияния на избрание предстоятеля церкви.
Однако социологи ведь не томос и не Филарета исследуют, а общественное мнение, сформированное политиками и СМИ. И вот тут как раз хорошо видно состояние информационного пространства — раз уж граждане, считающие себя, видимо, вполне компетентными, чтобы отвечать на вопросы социологов, попросту не знают, что томос не предполагает независимости украинской церкви, что УПЦ-КП не ликвидирована и что Епифаний и Филарет управляют ПЦУ «на паях». Правда, отчасти тут действует фактор, названный одним из создателей советской социологии академиком Борисом Грушиным «реакцией карандаша на бумагу».
Изучение же общественного мнения показывает, что Филарет, несмотря на все свои политические таланты, борьбу за церковь в общественном мнении проиграл. Ему, возможно, удастся расколоть раскольническую структуру, но на его стороне всего 10-15% граждан.
Позиция Зеленского
В общем, Петру Порошенко удалось подложить под президентство Зеленского полноценную бомбу.
Во-первых, ПЦУ без поддержки власти не сможет полноценно развиваться. Именно такие выводы можно сделать из опыта УПЦ-КП, которая после раскола в начале 90-х впечатляющего роста не демонстрировала — большинство активных верующих остались в приходах УПЦ (даже притом что социологические данные демонстрируют убедительную победу суждения «в независимом государстве и патриархат должен быть Киевским»).
Если же создание ПЦУ поддерживает более половины избирателей, то президент, очевидно, должен будет её поддерживать и помогать расти. А расти она может только за счёт подавления, в первую очередь — силового, других конфессий, прежде всего — УПЦ. Между тем, на применение силы в интересах ПЦУ не отважился даже Порошенко (впрочем, по имеющийся информации принятие антицерковных законов было заблокировано Арсеном Аваковым, который заявил, что не сможет сохранить общественный порядок в случае массового захвата церквей УПЦ).
Во-вторых, президенту придётся, очевидно, глубоко вникать в особенности сложных отношений между Варфоломеем, Епифанием и Филаретом. И поддерживать более популярного Епифания.
А это — именно то, чем ему заниматься бы не хотелось. Просто по причине некомпетентности. С другой стороны — как президенту, ему придётся заниматься многими другими неприятными, но важными вещами.