Судя по первым дням работы в новой должности, Владимир Зеленский сильно отличается от всех своих предшественников на посту главы Украины. Начал президент нетрадиционно. С демонстративного выполнения предвыборных обещаний.
Браться сходу за решение неподъемных глобальных задач — значит обречь себя на неудачу и очень скорую политическую смерть. И потому всякий умный человек (а дураки на том уровне, куда Зеленский поднялся, не водятся) найдет среди важных обещаний такое, что потребует наименьших затрат на исполнение и принесет наибольший внешний эффект. Таковым следует признать обязательство, прописанное в предвыборной программе Зеленского (что бы ни говорили его противники, а программа все-таки у него была — те самые 9 пунктов, что разбирались украинскими политологами аж по буквам и до запятых) под номером один. «Народовластие через референдумы».
Попробуйте найти что-то, что больше понравится населению, чем момент, когда высшее должностное лицо решило с простым гражданином посоветоваться, «как жить дальше». Тут любая кухарка почувствует, что она управляет государством. Так что заявление о необходимости «провести референдум, как нам разговаривать с Россией по вопросу Донбасса» — ход красивый, сильный и добавляющий президенту популярности.
«Мы рассматриваем вынесение (вопроса) на народный референдум, чтобы не только депутаты проголосовали, не только президент, — чтобы народ Украины принял это решение», — цитирует РИА Новости заявление Зеленского в эфире телеканала «112 Украина».
Такой ход обеспечивает популярность и рост рейтинга. Плюс запас по времени на анализ поведения общества, плюс изучение реакции противников и сторонников, в том числе Большого заокеанского брата, глобального восточного соседа и объявляющих Украину «своей в доску», но при этом предпочитающих держать Киев на расстоянии, сторонников евроценностей, проживающих к западу от Карпат.
Но ведь переговоры по Донбассу — это вопрос сугубо политический. При этом — в русле реализации Минских соглашений. То есть по Минским соглашениям у Зеленского нет вопросов (или все-таки есть?), а по тому, как установить на Украине мир и перестать убивать соотечественников, получается, вопросы у Зеленского есть. И хочет он доверить решение этих важных вопросов народу Украины.
Риторика Зеленского-президента, кстати, практически ничем не отличается от риторики Зеленского-кандидата. Те же обтекаемые фразы, но при этом с точно выверенными акцентами, указывающими, «что надо сделать», и почти нулевая конкретика «как это сделать». Это, в принципе, удобный способ всем угодить, что позволило Зеленскому легко набрать внушительную поддержку избирателей. Принцип прост. Говори, что ты за все хорошее против всего плохого. И при этом обходи молчанием, как это самое «хорошее» сделать из того, что до тебя превратили в «плохое»…
То же самое было и в инаугурационной речи нового главы государства. Например, про Россию практически ни слова. И попробуйте понять — что за этим стоит? Сторонники возобновления связей с Москвой вам расскажут, что это «из желания не дразнить гусей из числа националистов-радикалов и западных патронов раньше времени». Противники добрых отношений с Кремлем сделают вывод, что «он против России настолько, что даже замечать ее не хочет».
Не было уделено в инаугурационной речи внимания и НАТО. Украина при Зеленском будет продолжать стремиться вступить в альянс? Или нет? Он ничего не сказал об этом, чтобы не вызвать негодование Москвы или чтобы в Кремле расслабились и не ожидали внезапного удара? Или ему вообще НАТО до лампочки?
Ну ладно, пути в НАТО и ЕС прописаны в Конституции. Но ведь до Порошенко они не были вписаны в основной закон, поэтому, стремиться туда или нет, решать Зеленскому. Как вписали, так и выписать из Конституции можно.
Но в том-то и дело, что, похоже, Зеленский сам не знает, надо ему в НАТО или нет. Не знает: надо ему вступать в переговоры с Россией или нет? Замиряться Украине с Донбассом или продолжать войну?
А когда нет ответа, лучше всего, по примеру телеигры «Кто хочет стать миллионером», обратиться за помощью зала, то есть провести референдум. Правда, это отнимает силы, время и средства, но зато, как кажется на первый взгляд, обеспечивает иммунитет. Мол, не я это решил, а народ…
В конечном счете, в стране, где идет гражданская война, против которой, согласно соцопросам, выступает большинство населения, надо не референдум по этому вопросу проводить, а принимать решение, как ее остановить.
Собственно, для этого и избирал народ президента — принимать решения по наиболее злободневным вопросам — войны и мира, установления финансовой стабильности, отказа от агрессии и восстановления российско-украинских экономических связей. Это известно из соцопросов избирателей, проголосовавших за Зеленского.
И тут тактика, сыгравшая хорошую службу во время предвыборных баталий, когда каждый слышит в словах кандидата то, что хочет слышать — а такую возможность, не отвечая конкретно на вопросы, дает им кандидат — может уже не сработать и наверняка не сработает. Теперь он не кандидат, а уже глава государства. А если президент, судя по всему, просто не знает, как решать эти важнейшие вопросы, и хочет уйти от ответственности, предлагая их еще обсудить на референдуме — зачем стране такой президент?
Ведь главная тайна Зеленского, которую он усиленно прячет от широкой публики, в том, что он НЕ ЗНАЕТ, как ему решать все эти вопросы. А крах президентства Зеленского в этом случае почти неминуем, потому что именно глава государства должен принимать решение о путях и методах достижения целей, ради реализации которых его избрали.
А вот ждать-то как раз времени у него практически нет: вспомним, что по данным соцопросов, проведенных накануне второго тура президентских выборов, 25% электората готовы были дать Владимиру Зеленскому всего год на достижение положительных результатов. Еще 25% избирателей отводили на это будущему президенту и вовсе 100 дней. И этих дней уже на два стало меньше.