Однако сам Курц, который является протеже Ангелы Меркель, за неделю до выборов Европарламента решил использовать ситуацию по полной: сначала объявил о проведении в Австрии досрочных парламентских выборов, а 20 мая — об отставке министра внутренних дел, выдвиженца АПС Герберта Кикля. Представители партии ранее заявляли, что в случае увольнения Кикля правительство покинут все министры от АПС — это пять человек из 14. В таком случае, по словам канцлера, места министров в правительстве займут «эксперты».
Ангела Меркель не скрывала своего удовлетворения отставкой Штрахе, которая может ударить по рейтингу АПС и помочь АНП накануне евровыборов 26 мая. Выступая 18 мая на пресс-конференции в Загребе, канцлер ФРГ заявила: «Европа является сообществом государств, которые приняли решение о сотрудничестве на основании общей ценностной базы. Мы имеем дело с популистскими течениями, которые во многих областях презирают эти ценности. Они хотят разрушить Европу с нашими ценностями, и мы должны решительно противостоять этому, в том числе отсутствию защиты меньшинств, тому, что ставятся под вопрос права человека, роли, которую играет продажная политика… В этом духе мы продолжим работать и ждать развития событий в Австрии». По словам Меркель, под этим заявлением могут подписаться не только Германия и Хорватия, но и «партийная семья, к которой я принадлежу — Европейская народная партия (ЕНП)». Отмечу, что АНП канцлера Курца принадлежит к этой же «семье».
Пока австрийские социологи не успели зафиксировать влияние скандала на рейтинги ведущих политических партий: по состоянию на 20 мая АНП прогнозируют 6 депутатских мест в Европарламенте, АПС и социал-демократам — по 5, а либералам и «зелёным» — по 1. Однако даже если «свободовцы» получат меньше, то вряд ли их голоса отойдут «народникам» — разочарованные избиратели просто не придут на избирательные участки.
Но одним из последствий скандала будет удар по сторонникам диалога с Россией, ведь Партия свободы известна своими близкими отношениями с российскими властями, Штрахе и другие лидеры партии неоднократно посещали Россию и Крым, кандидат в президенты от АПС Норберт Хофер называл этот регион законной частью России, а партия призывала к отмене антироссийских санкций. Впрочем, если говорить конкретно об Австрии, то этот скандал вряд ли поменяет ее в целом дружественную политику в отношении России, так как в основе внешней политики Вены лежит концепция нейтралитета. К примеру, канцлер Курц неоднократно высказывался в поддержу газопровода «Северный поток — 2».
Однако, как отметил 19 мая главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов, основная мишень описанной выше провокации — наиболее яркий и успешный из так называемых популистов, лидер итальянской партии «Лига» Маттео Сальвини, который действительно начал поворачивать европейскую политику в несколько иное русло, используя фобии населения в отношении мигрантов. По мнению Лукьянова, «его всерьёз воспринимают как угрожающую альтернативу, хотят остановить, заодно и всем другим чёрная метка». Сложно с этим не согласиться, ведь скандал в Австрии возник накануне форума евроскептических, националистических и правопопулистских партий, который Сальвини организовал в родном Милане (кстати, на нём министр сельскохозяйственной, продовольственной и лесной политики Италии Джанмарко Чентинайо заявил, что партия «Лига» постарается убедить европейских союзников в тщетности изоляции России).
Орбан заявил на совместной с Сальвини пресс-конференции, что они оба были убеждены: основой сильной Европы являются сильные и успешные национальные государства, власти которых должны уделять приоритетное внимание европейской культуре, основанной на христианских ценностях, а европейские границы должны быть защищены от «вторжения мигрантов». Орбан похвалил Сальвини за его усилия по пресечению миграции на море, как это сделала Венгрия на суше. Он сказал, что европейцам лучше слушать Италию и Венгрию, когда речь идет об охране границ, а не президента Франции Эммануэля Макрона.
Через несколько дней после этой встречи Виктор Орбан, чья партия ФИДЕС пока входит в Европейскую народную партию (хотя членство и приостановлено), публично отказался поддерживать Манфреда Вебера, который является кандидатом от ЕНП на пост президента Еврокомиссии. В свою очередь, в ЕНП дали понять, что влияние Орбана преувеличено. «Манфред Вебер не будет первым президентом Комиссии, избранным без голосов ФИДЕС», — сказал представитель партии, напомнив, что венгерский премьер не голосовал за Жан-Клода Юнкера в 2014 году. Однако тогда это были «разборки в семье», а ныне партия Орбана имеет все шансы быть исключённой из ЕНП и пополнить ряды «Европы наций и свобод». И это будет ощутимое пополнение: согласно опросам, ФИДЕС получит две трети евродепутатов от Венгрии — 14 из 21, тогда как местные социалисты — всего 5, а ультранационалисты из партии «За лучшую Венгрию» («Йоббик») — и вовсе 2.
В других странах, территории которых когда-то были частью Австро-Венгерской империи, у евроскептиков и правопопулистов рейтинги значительно меньше. В Словакии партнёры Сальвини из партии «Мы — семья» могут получить только один мандат в Европарламенте, столько же прогнозируют партии венгерского меньшинства «Мост», социал-демократы могут рассчитывать на 3 мандата, а по 4 получат две местные консервативные партии. В Чехии на два мандата рассчитывает евроскептическая партия «Свобода и прямая демократия», по три мандата получат левые, «народники» и консерваторы, четыре прогнозируют «Чешской пиратской партии», а больше всех получит партия премьера Бабиша «Акция недовольных граждан» (ANO), входящая в альянс либералов Европы. В Хорватии почти на половину мандатов в ЕП, 5 из 11, может рассчитывать правящая партия «Хорватский демократический союз» (входит в ЕНП), 3 депутатских места получат социал-демократы, и по одному — представители местных партий «Живая стена» (партнёры итальянского популистского «Движения 5 звёзд»), «Мост» и «Амстердамская коалиция» (либералы). В Словении 3 мандата получат местные «народники», 2 — либералы и по одному — социал-демократы, левые и Партия пенсионеров. Евроскептическая «Словенская национальная партия» пока не преодолевает избирательный барьер.
На юг от «Австро-Венгрии», в Румынии, ситуация специфическая. В этой балканской стране больше всех мест в Европарламенте прогнозируют местным национал-либералам — 11 из 32, правящие социал-демократы рассчитывают на 9 мандатов, несколько партий, входящих в ЕНП — на 8 (среди них партия венгерского меньшинства, которая получит 2 места в ЕП), а созданный «птенцами Сороса» альянс — на 4 мандата. В Болгарии же всё просто: 8 мест в ЕП достанется «народникам», 7 — социалистам, а 2 — либералам. Евроскептики из партии «Воля», согласно опросам, в Европарламент не попадают.
У выборов 26 мая в Польше две главные интриги: удастся ли преодолеть барьер «Конфедерации националистов», которая выступает против бездумной поддержки Киева со стороны Варшавы и скептически относится к увеличению американского военного присутствия в Польше, и войдёт ли «Право и Справедливость» (ПиС) в новом Европарламенте в альянс «Европа наций и свобод». До сих пор ПиС совместно с британскими консерваторами была основой фракции консерваторов и реформистов, однако после визита Маттео Сальвини в Варшаву и его встречи с Ярославом Качиньским в январе 2019 года всё не так однозначно. Правда, хотя лидер «Лиги» тогда искушал польских партнёров тем, что «франко-германская ось может быть заменена на итальянско-польскую ось», окончательное решение пока не принято. И хотя скандал вокруг партнёров Сальвини в Австрии вряд ли повлияет на результат ПиС с её стойким электоратом, осторожный Качиньский, у которого и так натянутые отношения с Брюсселем, попытается получить за голоса своих депутатов в Европарламенте самую высокую цену.