Это предельно приближенный к пожеланиям Зеленского срок, и принятие такого постановления можно счесть его победой. Во всяком случае президентский срок Зеленского не начинается с совсем уж унизительного поражения (впрочем, с него достаточно и тех унижений, которые он пережил благодаря США и ЕС).
Особенности голосования
Если говорить о самом по себе постановлении, то перенос даты на один день обосновывается совпадением с Днём памяти жертв политических репрессий. В результате, кстати, оказывается, что дата инаугурации с избранным президентом не согласована, и она подлежит согласованию задним числом. Причём Зеленский может не согласиться.
Вообще 19 мая — воскресенье, и Зеленский, когда предлагал именно эту дату, явно что-то имел в виду. Утечек по этому поводу не было, но можно было предположить наличие каких-то планов, вроде прощального концерта в качестве художественного руководителя «квартала». В конце концов, Ющенко проводил инаугурацию на Майдане, который привёл его в президентское кресло.
На голосование выносилось три постановления.
Первое, авторства нефракционного Сергея Мищенко, предполагало инаугурацию 19 мая и собрало 207 голосов за и 45 — против (преимущественно в БПП и НФ). Не голосовала Радикальная партия, зато в полном составе голосовало «Возрождение».
Второй проект был подготовлен Виктором Балогой и тоже ориентирован на 19 мая. За него проголосовали 158 депутатов, 43 — против. Не голосовали ни РПЛ, ни «Возрождение» (1 голос за).
Голосование против в обоих случаях было обусловлено именно идеологическим обстоятельством — совпадением с днём скорби (которых в современном украинском календаре, кажется, лишь чуть меньше числа дней вообще).
Третий принятый проект удостоился аж 315 голосов при двух против (оба — БПП). Любопытно, что «Возрождение» и тут не проголосовало — только 6 голосов за. Учитывая, что фракция считается связанной с Коломойским, а её представитель Виталий Хомутынник требовал принятия любой согласованной с избранным президентом даты, такое голосование необъяснимо.
Впрочем, дружная поддержка проекта постановления со стороны БПП и НФ заставляет уверенно предполагать, что имело место какое-то теневое соглашение.
Очертания компромисса
Мы, скорее всего, в течение нескольких ближайших лет узнаем, кто вёл переговоры (есть основание полагать, что к ним были причастны Игорь Коломойский, вернувшийся на Украину накануне голосования, и, возможно, Виктор Пинчук), а в течение буквально нескольких дней — о чём они велись.
Однако представить себе, в чём могли бы состоять договорённости, можно и сейчас.
Самый очевидный предмет торга — досрочные выборы. Они не очень нужны депутатам (даже те из них, которые имеют шансы на победу, к ним не готовы), против них выступает Пётр Порошенко, и, как мы уже писали, в них не так-то сильно заинтересован сам Зеленский (он к ним тоже не готов).
Конечно, отказ от досрочных выборов несколько может повредить популярности Зеленского (досрочные выборы нужны не столько ему, сколько его сторонникам, настроенным на перезагрузку политической системы), но это будет компенсировано сравнительно ранним сроком инаугурации. К тому же, надо отметить, что он не давал депутатам чёткого ответа на вопрос, будет ли он настаивать на роспуске нынешней Рады, а избирателям говорил, что будет действовать в рамках закона, который, как известно, что дышло.
Естественно, что сама по себе инаугурация — слишком низкая цена за отказ от досрочных выборов и продление политического существования нынешнего парламента практически до конца года (полномочия Рады истекают 27 ноября). Поэтому Зеленскому важно получить гарантии возможности исполнять свои обязанности.
Вопрос о Кабмине и генпрокуроре
Ключевым элементом, который продемонстрирует способность парламента к диалогу, будет возможность назначения министров обороны и иностранных дел, а также других должностных лиц, относящихся к квоте президента (генпрокурор, глава СБУ, главы областных администраций и т.п.)
Собственно, функция парламента при назначении этих персон чисто церемониальная (а в случае с губернаторами её и вовсе нет — нужно представление Кабмина), хотя предполагается, что президент должен подавать те кандидатуры, которые имеют возможность пройти через парламент. Учитывая, что ещё недавно в команде Зеленского не было кандидатур на эти посты, логично предположить, что кандидатуры глав МИД, МО и СБУ будут не просто согласованы, но и рекомендованы на Сикорского, 4 (посольство США в Украине), а потому пройдут через Раду без сучка и задоринки.
Генпрокурора, скорее всего, будут выбирать довольно долго — с учётом интересов Зеленского (надо ж всех посадить), Порошенко (надо ж никого не дать посадить), Коломойского (надо ж этих посадить, а тех вот — нет), посольства США (надо ж посадить хотя бы одного коррупционера). Должен получиться какой-то совершенно чудовищный «тянитолкай». Хотя могут остановиться на Луценко — во всяком случае действия в интересах США (точнее — Трампа) он уже предпринял. При этом надо все время держать в голове, что Зеленский сказал, что первым делом уволит Луценко с генпрокуроров. Вот и посмотрим, кто кого перетянет?
Интересней будет вопрос сотрудничества с правительством, в частности, в плане назначения глав администраций.
Сейчас наверняка начнутся процессы перестановок внутри парламента с целью формирования какой-то пропрезидентской коалиции. Лучше её, конечно, до логичного завершения не доводить, потому что это будет коалиция меньшинства. Соответственно нет оснований рассчитывать на формирование нового правительства.
В то же время Гройсман уже выразил готовность к сотрудничеству, от Порошенко он довольно давно мягко отстроился, отношение в обществе к нему не слишком негативное. Ну и сидеть ему, в конечно-то итоге, всего до конца года, а там можно посмотреть.
P.S.: Вообще президент Зеленский, который вступит в должность 20 мая, будет во многом напоминать президента Ющенко после выборов 2007 года. Тот тоже был лишён опоры в парламенте и даже конфликтовал с правительством. Положение Зеленского даже в чём-то лучше — ему-то с правительством конфликтовать пока необязательно.