Исследование проведено с 9 по 14 апреля, опрошено 2004 человека в 129 населённых пунктах. Погрешность выборки не превышает 3,3%.
Рейтинги политиков
В отличие от большинства других исследований последнего времени КМИС представил два рейтинга — не только «рейтинг выбора» (модель голосования), но и «рейтинг поддержки» (отношение к политику — позитивное, нейтральное или негативное).
В «рейтинге поддержки» избиратели опрашивались относительно 12 ведущих политиков.
На первом месте оказался Владимир Зеленский, к которому позитивно относятся 53,7%, а негативно — всего 17% (цифры от количества избирателей, которые что-либо знают о таком политике).
На последнем, 12-м месте, предсказуемо находится Пётр Порошенко — 18,1% и 58%.
А вот в середине списка мы видим картину во многом удивительную, которая, однако, всё же имеет определённое объяснение с точки зрения повестки дня.
На втором месте по популярности внезапно находится Игорь Смешко, которого поддерживают 24,6%, а не поддерживают 12%. Причина столь высокого положения этого деятеля, очевидно, в том, что он является новым лицом в украинской политике и при этом представляет силовые структуры.
Напомним, что последний раз Смешко фигурировал в политической повестке дня в 2004 году, когда после ужина с ним оказался отравлен кандидат на пост президента Виктор Ющенко. Смешко тогда был председателем СБУ, в 2005 году он был отправлен в отставку, но к ответственности его не привлекали (собственно, дело об отравлении до сих пор остаётся нераскрытым). В последнее время Смешко был советником президента и руководителем Комитета по вопросам разведки.
На третьем месте находится Святослав Вакарчук, к которому позитивно относятся 25,4%, а негативно — 18,2%.
Девять остальных политиков имеют негативный оценочный баланс (относящихся плохо больше, чем относящихся хорошо). Это Анатолий Гриценко (баланс — -3,4%), Андрей Садовой (-11,7%), Юрий Бойко, Олег Ляшко, Александр Вилкул, Вадим Рабинович, Юлия Тимошенко и Виктор Медведчук.
Само по себе преимущественно плохое отношение избирателей ещё ни о чём не говорит. Очевидно, заключительная часть списка — те политики, которых часть избирателей относит к старой политической элите. В то же время к Медведчуку, например, положительно относятся 11,4% знающих этого политика, и сам по себе этот показатель достаточен для проведения в парламент маленькой партии (другое дело, что этот показатель не единственный).
Во втором же туре ситуация такая:
За Владимира Зеленского собираются голосовать 48,4% избирателей, что составляет 72,2% в пересчёте к активному электорату.
За Петра Порошенко собираются проголосовать 17% / 25,4% избирателей.
Напомним, что в данных «Рейтинга» соответствующие цифры — 71,4% и 28,6%.
Победителем называют Зеленского 57,2%, а Порошенко — 14,1%.
Вывод сделан уже давно — электоральных способов переиграть эти выборы у Порошенко нет.
Дебаты
Поскольку тема дебатов является наиболее острой в последнее время, КМИС уделил этому явлению много внимания.
41,9% опрошенных считают, что дебаты между кандидатами обязательно должны состояться, а 26,7% считают их желательными, но необязательными. При этом четверть опрошенных считают дебаты ненужными.
Следует отметить, что само по себе проведение дебатов накануне выборов (точнее — перед «днём тишины», т.е. 19 апреля) предполагается законом о выборах. Обязательными они, однако, не являются — кандидаты могут на них не являться.
51,3% опрошенных заявили, что дебаты для них не важны, и только 14,9% утверждают, что будут определяться с выбором на основе дебатов.
Любопытный результат дала проверка уровня доверия к кандидатам.
50,6% опрошенных считают, что Зеленский на дебатах будет искренним, а 28,4% так не считают.
Относительно же Петра Порошенко соответствующие цифры — 19,3% и 63,1%. Интересно, что всего 3% тех, кто считает, что Порошенко не будет искренним, не будут за него голосовать. Очевидно, что претензии к действующему президенту состоят не в проводимой им политике, а именно в нечестности по отношению к гражданам.
Программа президента
В первые 100 дней от президента ожидают следующих шагов (сумма больше 100%, поскольку респонденты могли отметить до трёх позиций):
— снизить тарифы на коммунальные услуги — 39,1% (победа Тимошенко была так близка…);
— подать в Раду законопроекты о снятии неприкосновенности с депутатов, судей, президента — 35,5% (напомним, что по решению КС неприкосновенность президента является частью его статуса и не может быть снята);
— начать или ускорить расследование наиболее резонансных коррупционных преступлений — 32,4%;
— начать переговоры с Россией — 23,3%;
— снизить зарплату топ-чиновникам — 18,4%;
— начать переговоры с ЕС и США относительно статуса Донбасса и Крыма — 16,4% (мы затрудняемся сказать, какое отношение эти страны имеют к этим регионам);
— ускорить расследования преступлений против Майдана — 9,4%;
— инициировать переход к пропорциональной системе с открытыми списками на парламентских выборах — 8%;
— распродать имущество Государственного управления делами — 5,5%;
— инициировать перезапуск антикоррупционных органов (НАБУ, САП) — 5,2%;
— арестовать российские активы на Украине — 4,6%;
— внести в парламент законопроект о референдумах — 4,2%;
— начать переговоры о вступлении в ЕС — 3,3%.
Мы не знаем, каким образом составлялся этот список (судя по его противоречивости и невнятности, это результат обсуждения в фокус-группах). Однако очевидно, что от президента ожидают в первую очередь решения социально-экономических проблем (хотя бы некоторых), развертывания настоящей борьбы с коррупцией и начала процесса мирного урегулирования конфликта на Юго-Востоке. Увы, по последнему вопросу нет общего понимания в украинском обществе, а план Зеленского нереалистичен.
Большинство опрошенных полагают, что нынешняя система власти должна сохраниться. 40,8% делают выбор в пользу нынешней парламентско-президентской системы («президент является Главнокомандующим и ответственным за безопасность и международные отношения; другими вопросами занимается премьер-министр»). 36,8% делают выбор в пользу президентской республики американского образца («президент одновременно является главой правительства»). За парламентскую республику выступают всего 7,1%.
Собственно то, что украинцы скорее симпатизируют государству с более весомой властью президента, известно давно. Симпатии к нынешней системе объясняются тем, что президент всё же имеет большое влияние на дела в стране. Однако, насколько мы можем понять, планы США для Украины предполагают именно парламентскую республику со слабым президентом (так, как это сделано в Грузии). Однако отношение общественности показывает, что пост президента ещё недостаточно дискредитирован, и реформирование системы будет осуществляться по итогам первых лет правления Зеленского.
Парламентские рейтинги
По данным исследования, наибольшую поддержку имеют следующие партии:
— «Слуга народа» — 25,9% (от активных избирателей);
— «Оппозиционная платформа» — 15,7%;
— БПП — 13,9%;
— «Батькивщина» — 12,1%;
— «Гражданская позиция» (А. Гриценко) — 5,1%;
— «Сила и честь» (И. Смешко) — 5,0%.
Предварительно у президента Зеленского чёткого большинства в новой Раде не будет, и создание коалиции потребует торга. Правда, притом что у президентской партии будет до трети мандатов, вариант оппозиционной коалиции не просматривается.
В то же время надо отметить, что к моменту выборов отношение избирателей к партиям существенно изменится.
Скорее всего, исчезнет БПП — это классическая «партия власти», основанная на административном ресурсе. Порошенко-президенту удалось сбить вокруг себя коалицию всех националистических сил, но Порошенко-оппозиционеру это, скорее всего, уже не удастся.
Нет гарантий того, что сохранится нынешний рейтинг «Слуги народа», — за полгода, которые, скорее всего, будут потрачены на укрепление власти президента, а не на исполнение пожеланий избирателей, доверие к нему снизится.
Непонятны и перспективы «Батькивщины» — третье подряд поражение Тимошенко на президентских выборах, а также неспособность навязать свою повестку дня сессии Рады между турами могут привести к негативным последствиям для перспектив партии.