Накануне второго раунда президентских выборов украинский Минздрав прекращает финансирование медицинского обслуживания для тех, кто не заключил индивидуальные соглашения с «семейными докторами». Это решение вступило в силу 1 апреля, под шумок информационной истерии вокруг первого тура голосования — однако его последствия могут быть далеко не шуточными. Ведь, несмотря на самоуверенные реляции Ульяны Супрун, которая рассказывает журналистам про победоносную поступь медицинской реформы, на сегодня договора все еще не заключили около 13 миллионов граждан — то есть не меньше трети от общего населения Украины.
Что означает этот шаг на практике? Дело в том, что до начала апреля государство все еще предоставляло средства на лечение тех украинцев, которые не подписывали декларации со своими «семейными врачами». Их должны были выделять вплоть до июля — пускай даже в урезанном до минимума размере. И любой обратившийся в клинику гражданин мог рассчитывать на получение медицинских услуг. Однако, Минздрав неожиданно распорядился не тянуть волынку до лета, и полностью заморозить финансирование медобслуживания для несознательных граждан, которые, по разным причинам, не согласились играть по правилам медицинской реформы, и не заключили свои декларации.
Таких людей много. Часто пациентов не устраивает формат лечения у «семейного врача», поскольку они не видят в своей клинике подходящей кандидатуры и желают лечиться у всех специалистов, как это было прежде — притом, что это право гарантируется им Конституцией Украины. Достаточно сказать, что индивидуальные договора не заключили около 60% киевлян — и такая же ситуация прослеживается практически во всех регионах страны. Во многих областях элементарно не хватает квалифицированного медицинского персонала — особенно там, где правительство одновременно проводит «оптимизацию» клиник, сокращая за нерентабельностью медицинские учреждения. И в этом случае договора не могут оформить даже те, кто, в общем-то, не против их подписать.
Отныне, после второго апреля, все эти миллионы не охваченных реформами украинцев могут рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь только в исключительных случаях — когда врачи сочтут, что речь идет о прямой угрозе для их жизни. Во всех остальных ситуациях не подписавшие декларацию граждане должны будут платить — теперь уже не только в частных, но и в государственных клиниках, где от них также потребуют подписать индивидуальные договора-декларации. Без этого нельзя будет рассчитывать даже на получение рецепта в рамках государственной программы «Доступные лекарства», которая, по идее, должна распространяться на всех граждан Украины.
Такие жесткие меры Минздрава могут показаться удивительно несвоевременными — ведь очевидно, что политика ведомства Супрун однозначно не увеличит популярности действующей власти накануне второго тура выборов президента. Петр Порошенко слишком часто рекламировал мнимые достижения исполняющей обязанности министра здравоохранения, которая участвовала в церемонии его выдвижения на пост президента и прочно связана в общественном сознании с фигурой главы государства. Соответственно, недовольство действиями медицинских чиновников дополнительно ударит по рейтингу Порошенко, усугубив его многочисленные предвыборные проблемы.
Однако похоже, что Супрун не беспокоят подобные обстоятельства. Она не сомневается в своем будущем в случае победы кандидата Владимира Зеленского, который уже успел раскланяться в реверансах перед инициатором медицинской реформы. Американское гражданство и.о. министра делает ее неприкасаемой для любого из туземных деятелей — ведь лояльность к реформе Ульяны Супрун является необходимым условием для поддержки со стороны государственного аппарата США. А это позволяет ей играть по собственным правилам, не обращая внимания на частные интересы того или иного политика.
Что же касается досрочного сворачивания финансирования медицинских услуг для не подписавших декларации украинцев, причина этой спешки довольно проста. Она сводится к банальной политике экономии — потому что у Кабмина нет денег даже на то, чтобы полностью профинансировать лечение заключивших договора пациентов, в рамках предусмотренных медреформой объемов. Согласно данным Киевского городского профсоюза работников здравоохранения даже в столице центры первичной медицинской помощи недополучают от 200 до 800 тысяч гривен в месяц. Денег в казне нет — и похоже на то, что правительство решило решить эту проблему за счет тех, кто надеялся лечиться по старым правилам, не прибегая к помощи «семейных врачей».
Все это еще раз напоминает о том, какое будущее ожидает в ближайшее время украинскую медицину. Мечты сбываются — украинцы будут лечиться так, как в Америке. Но это отнюдь не обрадует подавляющее большинство жителей нашей страны. Как сообщил 2 апреля телеканал CNN, в течение 2018 года граждане США взяли в долг 88 миллиардов долларов, чтобы заплатить за медицинское обслуживание и лекарства. Притом, что самые бедные граждане вообще не получают сейчас никакой медицинской помощи.
«Согласно статистике, половина персональных банкротств в США вызвана именно неподъемными медицинскими счетами — причем 75% разорившихся на лечении граждан имели страховку, а больше половины являлись владельцами собственного жилья, относясь к «среднему классу». Дома можно лишиться за долги — это тоже является обычным для США. Вдобавок надо учесть, что большинство препаратов в США нельзя получить без рецепта. Хочешь купить лекарство — иди к доктору и плати за него круглую сумму. Фармкомпании доплачивают врачам за проталкивание своих препаратов — причем бизнес делается и на вредных лекарствах. Компании скрывают их вред, потому что им надо сбыть любой товар и любой ценой получить прибыль. Неудивительно, что американцы недовольны своей медициной и не первый год говорят о ее сверхдороговизне, требуя реформировать систему медицинских услуг», — подробно описывает реалии американского здравоохранения блогер Роман Шарп.
Можно не сомневаться, что украинская медреформа ведет страну в похожее будущее, где миллионы малоимущих фактически исключены из системы здравоохранения. И первые шаги к этому уже сделаны.