Центральная избирательная комиссия заканчивает подсчет голосов по первому туру президентских выборов. По итогам подсчета 99,18% бюллетеней разрыв между Владимиром Зеленским, занявшим первое место, и действующим президентом Петром Порошенко, занявшим второе, даже заметно возрос (в основном падали результаты президента), достигнув почти двукратной разницы: 30,22% против 15,92% голосов.
На этом фоне интересным феноменом выглядят результаты голосования среди военных в зоне ООС. Тем более что позиция армии может стать решающей в случае непризнания одним из кандидатов итогов второго тура и вывода людей на площади.
Уже днем 1 апреля тревогу забил в Facebook главный редактор сайта «Цензор.Нет» (с 2014 года и по сей день — пожалуй, главного массмедиа «партии войны») Юрий Бутусов: «Цензор.Нет провел подсчет результатов голосования военнослужащих в зоне ООС. Согласно данным Центризбиркома, для голосования военнослужащих ООС были открыты 79 специальных избирательных участков близ линии фронта на территории Донецкой и Луганской областей, по состоянию на 15.00 1 апреля в систему ЦИК внесены данные протоколов 73 спецучастков. На 73 участках военнослужащие проголосовали так: Порошенко — 11.580, Зеленский — 11.255, Гриценко — 1095, Тимошенко — 939, Кошулинский — 922, Смешко — 893, Ляшко — 655, Бойко — 555, Вилкул — 344».
Это, напомню, еще неполные итоги голосования в зоне ООС. Позже сайт infoResist опубликовал полные данные: Зеленский — 12.599, Порошенко — 12.295, Гриценко — 1168, Тимошенко — 1144, Бойко — 659, по прочим кандидатам цифры не названы.
«Таким образом, утверждения сторонников Порошенко, что якобы армия его безоговорочно поддерживает, оказались мифом, в зоне ООС военнослужащие большую часть голосов отдали оппозиционным кандидатам. Фактически, несмотря на массированную кампанию «Армия, віра, мова», голосование военнослужащих также оказалось протестным», — резюмирует Бутусов явно не без удовольствия, так как он давно входит в сферу влияния «Народного фронта» и накануне выборов активно раскручивал скандальные истории вокруг разоблачения МВД президентской «сетки» по скупке голосов.
Еще более эмоционально высказался в Telegram внефракционный депутат Верховной Рады, первый командир полка «Азов» Андрей Билецкий: «Видели результаты голосования на спецучастках? Порошенко провалился в армии! Хотя мне доподлинно известно — офицеров буквально нагибали голосовать за друга Свинарчуков».
Но тут, как говорится, и радует, и печалит. Радует то, что популярность Порошенко в ВСУ оказалась не так уж велика. И для «Народного фронта», а конкретнее даже вступившего в жесткий клинч с президентом Арсена Авакова это очень важный момент — в случае своего поражения Порошенко не сможет обратиться к армии за силовой поддержкой, притом что МВД уже открыто встало на сторону его соперников на выборах. Советник министра внутренних дел Антон Геращенко (обычно выполняющий для Авакова роль «сливного бачка») заявил 1 апреля в интервью сайту politeka.ua: «Тот военнослужащий, тот офицер, который заявит, что не будет исполнять приказы президента Зеленского (которого Геращенко выразительно охарактеризовал как «кандидата надежды». — Авт.), подлежит немедленной передаче военному трибуналу. Потому что офицеры, солдаты приносят присягу не Петру Порошенко, а присягу на верность народу Украины».
А печалит сторонников Порошенко то, что популярность кандидатов от Юго-Востока в армии, причем на фронте, подрывает веру в эту святая святых украинских «ястребов». «Неприятно удивляют высокие результаты двух пророссийских кандидатов — Бойко и Вилкула, — которые демонстрируют связи с Москвой и готовность сдать Путину украинские земли, — пишет Бутусов. — То, что военнослужащие Украины спокойно голосуют за сторонников союза с РФ, показывает крайне слабую работу с личным составом, проблемы морально-психологического воспитания в воинских частях. Они голосуют, потому что не видят в этом каких-то неудобств, не считают, что это плохо, и не считают необходимым даже скрывать свои убеждения. Значит, с людьми не говорят, не разъясняют. Это результат невнимания командования ВСУ к комплектованию войск, нехватка офицеров и сержантов, набор случайных людей для заполнения штатных должностей в условиях большого некомплекта, отсутствие внимания командования к настроениям людей, крайне слабая идеологическая работа. Как могут защищать Украину люди, которые не верят в ее независимое будущее? Какова реальная боеспособность таких военнослужащих?»
Билецкий предлагает радикальное решение: «У нас проблема: на фронте с Путиным воюют агенты Путина! Подсказываю выход из ситуации… Провести в частях децимации (репрессии против каждого десятого приняты в армии Древнего Рима. — Авт.). Голосование же было тайным, кто враги — неясно. Наказывать надо все подразделение».
С другой стороны, если Порошенко набрал в зоне ООС порядка 37% голосов и даже долгое время занимал первое место (в итоге пропустив Зеленского вперед с разницей в 304 голоса), все же говорит о том, что его поддержка в частях на фронте весьма высока. Для сравнения итогов первого тура на уровне регионов: даже во Львовской области (где Порошенко получил максимум), за него проголосовали лишь 35,29% избирателей (по данным подсчета 99,18% бюллетеней).
Стоит учесть также такой момент, на который обратил внимание (опубликовав даже карту с нанесенными местами голосования военных) ветеран ВСУ Юрий Дмитренко: «Все участки вокруг Донецко-Горловской агломерации, от Докучаевска до Светлодарска (места наиболее ожесточенных боев последнего времени. — Авт.), — за действующим президентом. Ну и еще одна маленькая деталька: если взять данные по 10-километровой прифронтовой зоне, 16 участков за Порошенко, 7 — за Зеленского. Дальше в тылу — большинство за Зеленским». То, что в частях непосредственно на передовой победил Порошенко, проигравший в целом по стране с двукратным отрывом от лидера гонки, говорит о том, что вояки там настроены отнюдь не миролюбиво.
Безусловно, даже номинальное поражение в голосовании в ООС осложняет президенту апелляцию к тому, что «за него проголосовали на фронте» (и именно поэтому эту тема так активно раскручивают СМИ, близкие к «Народному фронту»).
Тем не менее, армия может стать для Порошенко как субъектом для апелляции, так и объектом в его аргументации перед вторым туром — не хотите же вы Верховного Главнокомандующего, который готов «стать на колени перед Путиным», как ранее заявил Зеленский, и сдать все ваши победы? Ведь если в первом туре люди часто голосуют демонстративно, чтобы «показать фигу власти», то во втором будут искать все «меньшее из зол».