С обретением независимости Украины у олигархов правилом хорошего тона считалось иметь свой телеканал, ведь, располагая телевизионной «кнопкой», можно раскрутить под выборы нового или забытого старого политика.
Сегодня ситуация радикально не поменялась. Ринат Ахметов, Игорь Коломойский, Виктор Пинчук, Дмитрий Фирташ, президент-олигарх Пётр Порошенко борются за влияние на украинцев, а значит, за рейтинги своих каналов.
Порошенко и Ахметов против всех
Международная компания Nielsen каждый месяц публикует данные телепросмотров на Украине, из которых следует, что лидер украинского ТВ — телеканал ТРК «Украина» (около 12%), принадлежащий олигарху Ринату Ахметову. На втором месте — ICTV (11%) Виктора Пинчука, мецената и зятя экс-президента Украины Леонида Кучмы. Третьим идёт «1+1» Игоря Коломойского (9,5%). Также в пятерку попали СТБ (8,6%) и «Новый канал» (7%), входящие в медиахолдинг Пинчука.
На шестом месте — «Интер» (около 6,5%), принадлежащий Дмитрию Фирташу. Своя доля в канале есть и у народного депутата от «Оппозиционного блока» Сергея Лёвочкина.
На первый взгляд плохи дела у Петра Порошенко: его «5 канал» идёт в районе 30-го места (0,28%). Но на самом деле ситуация другая.
Во-первых, президент активно использует «ТРК Украина» Ахметова: жена Порошенко вела здесь народно-спортивное шоу, а сам Порошенко провёл несколько программ «Рождественские встречи с президентом».
Во-вторых, президенту приписывают фактическое руководство созданным в 2017 году телеканалом «Прямой».
В-третьих, «5 канал» и «Прямой» входят в нишу информационных каналов. У них относительно небольшие рейтинги, зато, как говорят политэксперты, эти «кнопки» смотрят люди, которые принимают решения. А оттого ценность информационных каналов высокая. Особенно перед выборами.
Есть свой телеканал и у «партии войны» — «Народного фронта» во главе с Арсением Яценюком и Арсеном Аваковым. Это еще один информационный канал Espresso.
Лидер ниши — «112 Украина» (0,93%). В середине декабря его новым владельцем стал депутат Верховной Рады от «Оппозиционного блока» Тарас Козак. На втором месте — пропрезидентский «Прямой» с 0,48%. Следом за ним — NewsOne того же Козака (0,47%). У Espresso — 0,29%, у «5 канала» — 0,28. Новый канал Евгения Мураева «НАШ» в рейтинги пока не попал.
Ляшко и Тимошенко — удачные «телепродукты»
По словам украинского политического эксперта Николая Спиридонова, сегодня у телеканалов в стране сложные времена. Денег стало меньше, рекламные бюджеты значительно урезали.
В то же время «раскрутка через телевизор» — это самое быстрое решение для политика.
«Когда на консультацию приходит бизнесмен, который позиционирует себя как общественный деятель, но фактически хочет пойти в политику, он обычно задает вопрос, как можно прямо быстро стать узнаваемым. Все куда-то торопятся! Соответственно прямо быстро стать узнаваемым можно, купив себе несколько эфиров на центральных информационных каналах. А если рекламироваться в интернете, это будет медленнее, дешевле, но сам путь удлиняется в несколько раз», — говорит Спиридонов.
В качестве примера такой шоу-политики он называет Олега Ляшко: тот часто мелькал в телепередачах, «фактически выступая в роли такого себе клоуна». При этом у Ляшко стабильный рейтинг.
Эффективно использовала телеэфир и Юлия Тимошенко, отмечает эксперт.
«После выборов 2014 года у нее был рейтинг около 5-5,5%, а потом она на всех основных телешоу оседлала тему коммунальных тарифов и начала бить в одну точку. Были серьезные эксперты, которые разложили ей вопрос тарифов, плюс она сама в этом разбирается… Била-била в одну точку, а сейчас лидирует во всех рейтингах. На мой взгляд, во многом благодаря телевизору», — сказал Спиридонов.
Впрочем, бывают и другие случаи. Неподготовленный политик выходит в эфир, и, как говорил Пётр Первый, «дурь становится видна». Тогда желающий раскрутки политик сам топит свои рейтинги.
Бюджеты поделят по-новому
Украинская аудитория переходит в интернет, но происходит это медленно, считает Николай Спиридонов.
«Когда был скандал с отдыхом Петра Порошенко на Мальдивах, телеканалы этот вопрос практически не поднимали. Офшорные скандалы они тоже не обсуждали. Еще ряд тем, острых, интересных, о которых люди хотят знать, каналы или вообще не подают, или подают очень ограниченно. И в поиске информации люди идут к youtube-блогерам, на информационные сайты», — отметил политолог.
В то же время своя ниша остаётся у информационных телеканалов. Украинцы — политизированная нация, поэтому включают политические эфиры даже за семейным ужином.
Вслед за переходом аудитории в интернет меняются и суммы, которые политики тратят на раскрутку. Спиридонов прогнозирует, что на выборах 2019 года на Украине бюджеты распределят так: 60% пойдет на телерекламу, а 40% — на интернет.