Нелегальная перевалка — давно излюбленная тема еще украинских контрабандистов. Перевалку за пределами 12-мильной зоны пытались контролировать все кому не лень во все времена.
Что это такое и как это понимать?
Законодательство России предельно строгое, четко прослеживаются все экономические моменты. Налогообложение в отношении нефтепродуктов требует определенной финансовой нагрузки.
Все эти контролирующие факторы так или иначе порождают желание жуликов на этом нажиться. Есть два фактора, по которым работает эта схема:
1. Многие суда из-за своей низкой осадки, более 8 м, не могут пройти Керчь-Еникальский канал и брать грузы в портах Азовского моря и реки Дон.
Суда более высокой осадки, имеющие возможность проходить Керченский пролив, доставляют грузы из Азова на рейд к большому кораблю (в народе называется "матка"), который выступает сборщиком грузов, своеобразным складом на воде. После к такой "матке" подходят другие многотоннажные суда, куда и перегружаются все собранные грузы, в основном нефтепродукты и зерновые.
2. Минимизация налогообложения. Второй аспект. Многие минимизируют свои доходы, поэтому экспортируют грузы по минимальной возможной цене.
Во всех этих схемах нет никакого контроля безопасности, борьбы за живучесть, соответствия нормам и прочему. Так, эти суда-"матки" практически никогда не заходят в порт, они всегда болтаются на якоре в море и выполняют свои функции плавучих складов.
За услуги (налили/слили) берется в среднем 2-4$ за тонну. Это в разы дешевле, чем зайти в порт и сделать это официально.
Ранее обеспечивали всем необходимым (вода, еда и прочее) эти "матки" предприниматели из той далекой крымской Украины до 2014 г.
Сейчас многие из них интегрировались в российское правовое поле. Большая часть ушла в Украину и оттуда снабжает всем необходимым данный флот.
На фото актуальная информация с сайта marinetraffic и район, где все происходит.