Как утверждают киевские власти, корабли «Бердянск», «Никополь» и буксир «Яны Капу» находились за пределами линии морской границы Российской Федерации, «которая временно не контролируется Украиной в результате оккупации территории Автономной республики Крым». Также в сообщении представлена карта, на которой якобы показаны координаты нахождения кораблей в момент задержания и обстрела.
От конвенции — к угрозам
В Министерстве заявляют, что, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого-либо государства, кроме того, под флагом которого они ходят. Все задержанные украинские военнослужащие находятся под защитой норм международного гуманитарного права, в частности, Женевской конвенции об обращении с военнопленными.
А дальше идут угрозы. «Лица, которые организовали и совершили акт агрессии и вызывающе нарушают нормы международного гуманитарного права, должны помнить о неотвратимости наказания. Опыт современных международных конфликтов доказывает, что "меч" правосудия в конечном итоге достает не только "пешек" и "винтиков", но даже и руководителей государств», — заявили в министерстве.
На самом деле подобная трактовка норм международного права далека от истинного содержания Конвенции ООН по морскому праву и говорит о невежестве украинских чиновников.
Морское право не распространяется на украинских корсаров
По информации ФСБ, украинские корабли зашли во временно закрытую акваторию территориального моря Российской Федерации, которое было таковым еще до включения Крыма в состав страны, при этом расчехлили и привели свое оружие в боевое положение, что, согласно подпунктам a, b п. 2 ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву, трактуется как угроза силой или ее применением против суверенитета и территориальной целостности прибрежного государства и по своему определению не является мирным проходом.
Поэтому Российская Федерация в полном соответствии с нормами Конвенции имела право запретить проход украинских военных судов.
Также в упомянутой конвенции существует норма, обязывающая военные корабли иностранных государств соблюдать законы и правила прибрежного государства, а именно статья 30 — "Несоблюдение военными кораблями законов и правил прибрежного государства". Данная норма гласит, что если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальные воды. Поскольку суда ВМС Украины проигнорировали законные требования погранслужбы РФ (статьи 19, 21, 30 Конвенции были ими грубо нарушены), это дало погранслужбе РФ полное право требовать от украинских кораблей покинуть территориальное море РФ.
Чиновникам из Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц следует хорошо изучить Конвенцию, чтобы не делать ложных заявлений об иммунитете кораблей-нарушителей в открытом море. Так, статьей 32 Конвенции прямо установлены случаи снятия иммунитета (неприкосновенности) с военных кораблей иностранных государств — это как раз описанные в ст. 30 нарушения правил мирного прохода, которые и стали причиной задержания украинских катеров. Мало того, статья 31 этой Конвенции обязывает государство, которому принадлежит судно-нарушитель, возместить все убытки, причиненные в связи с нарушениями правил мирного прохода.
Право на преследование
Что же до безосновательных утверждений киевских властей о задержании украинских судов в открытом море, то им следует взять во внимание статью 33 Конвенции ООН по морскому праву, которой установлена возможность создания прилежащей зоны. В данной зоне Российская Федерация осуществляет, согласно требований Конвенции и основанного на ней внутреннего права, контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил, а также для наказания за нарушение указанных правил. Прибрежные государства в рамках своей юрисдикции имеют право задерживать и досматривать суда-нарушители, что и было сделано с украинскими кораблями, лишенными иммунитета из-за своих противозаконных действий в территориальном море России.
Мало того, Конвенция дает право на преследование в открытом море («по горячим следам»), возникающее в случае, если прибрежное государство (Российская Федерация) имеет достаточные основания считать, что иностранное судно, не обладающее полным иммунитетом от юрисдикции других государств, нарушило законы или правила данного прибрежного государства.
Таким образом, в силу требований статей 30, 31, 32, 33 Конвенции ООН по морскому праву Российская Федерации имела все законные права и основания осуществить задержание кораблей ВМС Украины, которые грубо нарушили правила мирного прохода, создали угрозу для безопасности судоходства, не подчинялись законным требованиям, в связи с чем лишились своего иммунитета и были на основании ст. 32 Конвенции законно задержаны российскими пограничниками.
А киевским чиновникам при подготовке очередной провокации следует внимательно изучать международные конвенции, чтобы не ставить своих западных кураторов в неудобное положение.