Почти везде по Европе протесты автомобилистов не происходят сами по себе. Так, в тех же Болгарии и Франции высокие цены на автозаправках — лишь повод требовать улучшения уровня жизни в целом. И протестующие не просто давят на собственников АЗС умерить аппетиты, но и на свои правительства. Чтобы те помимо прочего снижали акцизный налог на топливо.
В принципе такая возможность есть. В Евросоюзе есть соответствующая директива (Energy Taxation Directive), которая предполагает, что минимальный акциз для содержащего свинец топлива составляет 0,421 евро за литр, для неэтилированного бензина — 0,359. Но большинство стран прибегает к куда более значительным акцизам. В Нидерландах — 0,867/0,778, в Италии — 0,728 (для обоих типов), в Швеции — 0,792/0,702, в Финляндии — 0,703 (этилированный бензин запрещён).
Как видим, во Франции (0,716/0,683) не самый высокий акциз, а в Болгарии (0,424/0,363) — и вовсе самый низкий в ЕС.
В Украине акциз на бензины составляет 0,2135 евро за литр, на дизельное топливо — 0,1395.
Тем не менее, по всей Европе (и мы не исключение) акцизы и прочие налоги в совокупности дают 40-60% розничной стоимости топлива.
Любопытно, что украинская акция протеста против высоких цен на бензин (её головным мотором выступила «АвтоЕвроСила», которая преследует прежде всего иные цели) состоялась в середине октября, в пик мировых цен на нефть. С тех пор «чёрное золото» подешевело на 22%. К тому же и курс евро ослаб за это время приблизительно на одну гривну. Так что в рознице топливо должно подешеветь на 14-15%; А-95 и ДТ даже премиальных брендов вполне может стоить около 30 грн/л, а топливо попроще — 26-27 грн/л. Это экономика отрасли. Так что теперь можно требовать.
По сути так и происходит, ведь для постоянных клиентов скидки подскочили до 4-5 гривен за каждый литр. АЗС пока пытаются работать маркетинговыми шагами, минимально сбрасывая цены на стелах. Почему так, понятно: вниз цены всегда идут туго, плюс у нас на рынке доминирует неценовой характер конкуренции.