Вокруг Украины уже практически не осталось стран, с которыми бы у Киева не возникли конфликты по политическим, экономическим или языковым вопросам. Однако правительство Украины не стоит на месте, ухитряясь ссориться и с относительно удаленными государствами, действуя при этом во вред себе. На этот раз такой страной стал Узбекистан.
«В течение последних недель фармацевтическая продукция находится на таможне, однако таможенная служба Республики Узбекистан не объясняет, почему не проводит ее оформление», — отмечается в сообщении украинских производителей. Под удар попали такие фармацевтические компании Украины, как ООО "Юрия-Фарм", ПАО "Фармак", АО "Лекхим", ООО "Фармхим" и другие. В связи с этим производители обратились к министру экономического развития и торговли Украины Степану Кубиву с просьбой решить проблемную ситуацию.
«А нас за что»?
Украинские СМИ традиционно видят во всем «руку Кремля» и обвиняют власти Узбекистана в том, что Ташкент якобы следует каким-то «секретным указаниям» из Москвы. При этом на Украине упускают из виду тот факт, что действия Узбекистана являются ответными на предыдущие санкции и ограничения, введенные Киевом.
Происходит та же ситуация, что и в случае российских санкций, которые появились только через четыре года после аналогичных действий Киева, и в случае с Венгрией, которая отвечает на ущемление прав венгерского меньшинства на Украине.
Что же касается Узбекистана, то до сих пор у Украины были нормальные отношения с этой среднеазиатской республикой. «Узбекистан и Украина никогда не ссорились по-крупному. По крайней мере, политики обеих стран никогда открыто не выражали недружественных чувств и тем более не заводили речь о потенциальных санкциях. Однако сейчас между государствами, когда-то входившими на правах республик в состав Советского Союза, буквально за несколько дней разгорелся серьезный экономический конфликт», — так комментирует сложившуюся ситуацию узбекский журналист Азиз Якубов. Теперь Киев решил поссориться и с Узбекистаном тоже.
Узбекистан оказался крайним в проблемах украинского автопрома
Дело в том, что еще в начале ноября Киев решил ограничить ввоз на Украину узбекских автомобилей в ответ на жалобу украинских автомобилестроителей из «Укравтопрома». Украина обвинила узбекских производителей в том, что они получают субсидии от своего правительства и импортируют дешевые автомобили, что вредит украинским производителям. В заявлении украинских властей говорится, что узбекские машины дешевле автомобилей украинского производства. Посол Узбекистана на Украине Алишер Абдуалиев в ответ заявил, что Киев просто пытается выдавить узбекских производителей с автомобильного рынка.
Аргументы Киева сводились к тому, что на Украине в 90 (!) раз рухнули объемы производства автомобилей по сравнению с 2008 годом. Проще говоря, украинский автопром скорее мертв, чем жив. И тому есть целый ряд причин: во-первых, массовое обнищание украинцев и общее падение уровня жизни не может способствовать росту продаж автомобилей. Те, у кого не хватает денег на хлеб и оплату газа, не будут покупать автомобили. Во-вторых, с 2014 года украинские дороги заполонили так называемые «евробляхи» — дешевые авто на еврономерах, «временно» ввезенные на Украину. Только с начала этого года, по данным ГФС, на Украину было ввезено 173 000 «евроблях». Украина фактически стала крупнейшим рынком сбыта подержанных автомобилей со всей Европы. Однако их владельцы, регулярно митингуя в Киеве, требуют легализовать их автомобили, делая акцент на «европейских ценностях». Само собой, и повышение цен на газ увеличивает стоимость производства любого товара на Украине. Тем не менее крайним и ответственным за крах украинской автопромышленности был назначен Узбекистан, хотя количество узбекских автомобилей на украинском рынке невелико — менее 1%.
«Необходимо отметить, что доля узбекских легковых автомобилей, подобных производимым на Украине, составила всего лишь 0,35% в 2015 году, 0,22% в 2016 году и 0,87% в 2017 году. При таких объемах продаж непонятно, как Ravon [марка узбекских автомобилей] мог нанести ущерб украинским автопроизводителям, По моему наблюдению, это все является преднамеренной дискриминацией, точнее, вытеснение конкурента с рынка», — заявил посол Узбекистана Алишер Абдуалиев.
Ответ Ташкента
Узбекистан, ожидаемо, не обрадовался таким действиям Киева, тем более что сальдо торгового баланса между двумя странами явно не в пользу Узбекистана. За первые восемь месяцев текущего года товарооборот между странами достиг объема $325,8 млн, при торговом сальдо в пользу Украины — $177,2 млн.
«Наши украинские партнеры не учитывают сложившийся существенный дисбаланс в нашей взаимной торговле. Стоит напомнить, что объем импорта из Украины в Узбекистан более чем в три раза превышает экспорт наших товаров в эту страну», — заявил член законодательной палаты Узбекистана Эркин Халбутаев, подчеркивая, что Украина сильнее пострадает от экономического конфликта между двумя странами.
В ответ депутаты парламента Узбекистана предложили ограничить ввоз определенных товаров из Украины, предлагая заменить их товарами отечественного производства. В первую очередь речь идет об украинском сахаре, фармацевтической продукции, а также масложировой и кондитерской продукции. Что касается украинских лекарств, то узбекские депутаты всего лишь требуют их соответствия европейским стандартам, раз уж Украина постоянно говорит о евроинтеграции.
«Настало время для введения в отношении производителей отдельных стран, в частности Украины, исполнения требований регионального гармонизированного законодательства, т.е. экспортировать лекарственные средства в Узбекистан исключительно при наличии действующего сертификата GMP («Надлежащей производственной практики»)», — заявил депутат парламента Узбекистана Абдурашид Тухтабаев.
До осени этого года товарооборот между Украиной и Узбекистаном постоянно возрастал. Узбекистан поставлял на Украину продукцию химпрома, цветные металлы, текстиль и автомобили. В Узбекистан из Украины поставлялся сахар, лекарства, механическое и электрическое оборудование. И если удар по фармацевтическому производству украинская экономика еще может выдержать, то удар по производству сахара может оказаться для Украины куда более серьезным, но Узбекистан испытывает последнее время проблемы с собственным производством сахара и зависит от внешних поставок.
Большую часть сахара для производства восточных сладостей Узбекистан завозит из РФ и Украины. Для Украины эта экспортная статья тоже очень важна, так как, по данным компании «Укрсахар», экспорт украинского сахара падает, а основным покупателем является именно Узбекистан — в августе-сентябре этого года 79% всего украинского экспорта сахара ушли в Ташкент (еще 10% в Азербайджан и 6% в Молдавию). Однако свет клином на Украине не сошелся, и узбеки могут найти других поставщиков.
«Среди стран-производителей идет активная борьба за получение доступа на внешние рынки. Одним из таких перспективных направлений является Узбекистан. При этом находятся страны-импортеры сахара на узбекский рынок, а именно Украина, которые пытаются ввести ограничительные меры в отношении нашего экспорта, несправедливо обвиняя нас в субсидировании отдельных секторов экономики», — заявил узбекский депутат Расул Кушербаев.
В ответ некоторые горячие головы на Украине грозят ударить по этническим узбекам, предлагая их депортировать. Украинский политолог Алексей Голобуцкий в частности предлагает депортировать «30-40 тысяч узбеков, торгующих в Украине свежими и сухими фруктами, одеждой и прочим». Несомненно, такие заявления, а тем более действия, не улучшат отношений между двумя странами. Тем не менее, «конфликтная» политика Киева вполне следует самоубийственной логике по разрыву экономических связей со странами СНГ и попутному уничтожению собственной промышленности ради призрачных благ «евроинтеграции».
«Если бы нашим политикам хватило ума, то сам Бог велел, что нам, к примеру, надо наладить хорошие отношения с Узбекистаном и Казахстаном и даже с Киргизией. В свое время когда-то была производственная кооперация, вот ее можно было бы возродить. У Узбекистана есть свои Lanos, а в Киргизии можно было бы сделать так, чтобы они ездили на наших Lanos. Для этого нужно создать сеть, которая бы это все обслуживала, и т.д. При желании можно многое было бы сделать, потому что эти республики, в принципе, могли бы играть существенную роль в экономическом сотрудничестве. Скажем так, что продать наш трактор в Германию нереально. Там стандарт, там свои производители. А продать его в Казахстан или Узбекистан — это реально», — говорил в этом году Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, оценивая торговую политику Киева.
Однако экономическую и торговую политику Киева следует оценивать не с точки зрения благ для Украины, а с точки зрения благ для западных компаний, интересы которых киевское правительство защищает в первую очередь. Как и в «старые-добрые» колониальные времена, зависимые страны не должны ничего сами производить, кроме дешевого сырья, и не должны покупать товары ни у кого, кроме западных стран, невзирая на цену.