Крым Виктория уже считает своим домом и называет его русской Шри-Ланкой. Чтобы узнать, почему семья из четырех человек оставила сытую Европу и чем собралась кормить жителей полуострова, корреспондент Украина.ру отправился в Севастополь.
Сравнение со Шри-Ланкой не случайно: семья Виктории пробовала переехать в Индию. Но, прожив там около полугода, вернулась в Ригу. Тогда и пришла идея поселиться в России. Тем более Виктория, уроженка латвийской Лиепаи, по первому браку — гражданка России с постоянным видом на жительство в Латвии. Так что проблем со сменой места жительства и открытием бизнеса у нее не возникло.
Уже после записи интервью стало известно, что полиция безопасности Латвии заинтересовалась рестораном. По их мнению, его существование идет вразрез с санкциями Евросоюза.
По словам мужа Виктории, Павла Башкатова, представители правоохранительных органов балтийской республики уже связались с ним по телефону и пообещали выслать ему повестку.
Как заявляли ранее в Министерстве иностранных дел Латвии, в связи с санкциями ЕС действует запрет на импорт продуктов, сделанных в Крыму, а также покупка недвижимости там. Также запрещено экспортировать в Крым конкретные товары и технологии. Под запретом также предоставление услуг, связанных с туристической деятельностью в Крыму, нарушителям может грозить уголовная ответственность.
Семейное «Море» на берегу моря
С героиней мы встречаемся в уютной атмосфере небольшого ресторана, название которого переводится с латышского как «Море». Сама Виктория признается, что многие крымчане сперва недоумевают, когда видят относительно скромный интерьер заведения.
— Люди привыкли к тому, что ресторан — это вычурное и сильно освещенное место с вышколенными официантами. Здесь такого нет. Все очень по-семейному. Так, как это принято в Европе.
- А чем вы занимались в Европе?
— У меня было свое рекламное агентство.
- То есть опыта ведения ресторанного бизнеса не было?
— Нет. Всему приходится учиться с самого начала. В этом, наверное, и есть главная и единственная сложность. А открыть ресторан — моя давняя мечта. И в Крыму я ее осуществляю.
Еда вне политики
Кроме одобрительных отзывов, переезд Виктории в Крым сопровождали и гневные обвинения: в нарушении международных законов, режима санкций. На все это Сысолятина смотрит снисходительно, тем более законов она не нарушала.
О политике Виктория старается не говорить даже во время беседы «не под запись». Отмечает только, что еда должна быть вне политики.
— Я хочу поделиться культурой и традициями своей родины. Поделиться этим с крымчанами. И мне кажется, что должен быть повод для радости, а не скандалов.
- Кстати, как получается делиться? Откуда вы берете продукты для приготовления национальных латвийских блюд?
— Полное импортозамещение. Готовим исключительно из продуктов местного производства, и с их помощью нам удалось воссоздать вкус латышской кухни. Правда, возникли сложности с серым горохом. Поставлять его в Крым запрещено, но уверена, что мы справимся и с этим.
- А где брали поваров?
— Они местные. А готовить их учу сама.
- Разница ведения бизнеса в России и Латвии ощутима?
— Нет. Если вы говорите о законах, то они просто другие. Но проблем с этим не возникает.
Крым внушает веру в успех
За несколько месяцев работы первый ресторан латышской кухни в Крыму успел наделать шума в новостных лентах и среди любителей вкусно поесть. Сюда приходят не только те, кто уже был знаком со вкусом Латвии, но и те, кто этот самый вкус себе даже не представляет. Последних, признается Виктория, легко удивить. При этом куда сложнее объяснить, что необычное сочетание ингредиентов придется по вкусу.
— Людей удивляет, например, сочетание селедки и свинины в салате с фирменным латышским соусом.
- А что гости говорят после того, как попробуют?
— Что им понравилось! Но самый большой комплимент для нас — когда гость сравнивает блюда с «едой у бабушки». Мы ведь к этому и стремимся. Традиционная латышская кухня именно это и предполагает: сытная и вкусная еда из доступных ингредиентов.
- Как думаете, все эти съедобные традиции Латвии смогут прижиться в Крыму?
— Уверена в этом. Ведь если не верить в свой успех, зачем вообще чем-то заниматься? Я вижу, насколько бурно сегодня развивается Крым, и мне очень нравятся возможности, которые он для нас открывает.