Херсонес Таврический: самый древний православный город России - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Херсонес Таврический: самый древний православный город России

Читать в
ДзенTelegram
В этой истории много символизма и нерусских имен. Начнем с главного – первые археологические раскопки в Херсонесе Таврическом приказал провести в 1825 году командующий Черноморским флотом, шотландец по крови Алексей Грейг

Впрочем, таких неожиданностей в этой истории, как и в целом в истории Крыма, ставшего перекрестком многочисленных международных дорог, очень много.

Обрусевший шотландец и его небесные заботы

«Теневой император». Кто создал топливное сердце и металлургические руки РоссииШеф русского флота, председатель Государственного совета, чья строгая, и мощная фигура угадывалась за любым важным решением императора Александра II, включая судьбоносное для России освобождение крестьян из крепостного ига. В эпоху Александра Освободителя для него не было ничего невозможного.
Его отцом был британский морской офицер, приехавший учить морскому делу русских по просьбе Екатерины II. Он дрался при Чесме и Гогланде, став вместе с графом Алексеем Орловым отцом громких русских побед на море. Великая императрица и самый известный ее фаворит граф Алексей Орлов-Чесменский даже стали крестными родителями его первенца, в честь Орлова и названного Алексеем.

Алексей Грейг начал свою карьеру в русском императорском флоте 13-летним подростком, с участия в Гогландском сражении 6 июля 1788 года, в последней русско-шведской войне. А закончил полным адмиралом, главой первой в России общественной организации — Вольного экономического общества, много сделавшего для подготовки освобождения крестьян из крепостной неволи.

В зените своей карьеры Алексей Грейг приказал провести археологические раскопки в отстоящих на 10 миль от Севастопольской крепости развалинах древнего греческого города-колонии Херсонеса Таврического. Адмирал хотел найти место, на котором стоял храм, в коем принял святое крещение князь Владимир, — ни много ни мало отправную точку русской цивилизации, русской истории.

Грейг, как начальник главного русского форпоста на юге империи, понимал значение такой находки. Воспользовавшись визитом в Севастополь императора Александра I, он подал государю записку о необходимости «соорудить небольшую изящной архитектуры церковь, коя поминала бы святого и равноапостольного князя Владимира, с устроением при оной богадельни для 30 человек дряхлых и неимущих, которые бы, прославляя имя Божие, имели надзор как за храмом, так и за самими развалинами».

Крохотный монастырек (Херсонесский Князь-Владимирский мужской монастырь) появился только в 1850 году, а семь лет спустя, иждивением севастопольского купца Петра Телятникова, появился деревянный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских. Собор начали строить позже, в 1861 году, когда император Александр II пожертвовал будущему храму частичку мощей Св. Владимира в ковчежце в виде Евангелия.

Можно сказать, адмирал Грейг вновь обратил взор в небо на закате жизни и карьеры, основав астрономические обсерватории в Николаеве и Пулково.

По его распоряжению морской офицер Карл Крузе провел раскопки на месте херсонесских руин. Крузе вместе со швейцарским путешественником и этнографом Дюбуа де Монпере и основателем Одесского общества истории и древностей Мурзакевичем пришли к мнению, что храм, в котором крестился князь киевский Владимир Великий, скорее всего, был на центральной торговой площади Херсонеса. Место торжища определили. Там решили и строить соборную церковь.

Привычно трудная судьба русского собора

Пороховщиков танк
Россия – родина слонов и танков12 октября 1916 года в газете «Новое время» была опубликована статья изобретателя А. А. Пороховщикова «Сухопутный флот – русское изобретение». В ней утверждалось, что разработанный автором «Вездеход» — первый образец танка, и только косность военного ведомства не дала запустить его изобретение в производство раньше, чем английскую «лохань»(«tank»).
Как и у многих православных церквей, у Владимирского собора в Херсонесе Таврическом судьба была непростой. Строили его 30 лет. Закладывали при участии императора Александра II в 1861 году, освящали в 1891-м в присутствии знаменитого обер-прокурора Священного Синода РПЦ Константина Победоносцева. Но полностью храм начал действовать лишь три года спустя. Волею его создателя, архитектора Гримма, он повторял лучшие образцы византийской церковной архитектуры. Как отмечал современник, «строгость величественности в нем совмещалась с известным изяществом и легкостью».

Свято-Владимирский собор в Херсонесе строился изначально двухэтажным, а потому он получился вторым по величине на полуострове. Высота купола — 26 метров, прекрасные росписи русских и иностранных академиков живописи скоро сделали его одним из самых знаменитых храмов России. В 80-х годах XIX века в Херсонесе продолжились археологические раскопки. Историки стали лучше понимать жизнь античных и средневековых греков, живших тут вплоть до самого конца XIV века. Все это привело к резкому увеличению числа паломников. В некотором смысле место крещения Св. Владимира стало для русского православия уникальной находкой — своя собственная Святая земля, свой, российский Иерусалим. Те, кто не мог себе позволить поездку на Палестину, ехали в Крым.

Из современного храма — в античные руины

При советской власти храм был закрыт в самые короткие сроки. Примерно в 1922 году закрыли монастырь, а еще через пару лет — собор. Говорят, что одним из факторов скорой расправы с монастырем и храмом стал взгляд советской власти на Херсонес — как на археологический уникум и туристический объект. Наука и просвещение масс не должны были соседствовать с религией, считали большевики.

Но здание не тронули. Его взорвали немцы при отступлении в 1944 году. Взрыв был сильный, но он не снес храм окончательно. Странное дело — приезжая в Херсонес в 80-90-е годы, обычный турист почти всегда воспринимал его руины как очень древние. Что и неудивительно — ведь они соседствовали с развалинами древнего греческого города и казались их продолжением. Словно сама древность освещает старые камни истории, которые здесь стоят примерно с того же времени, что и получившая популярность благодаря туристическим открыткам колоннада базилики на побережье.

Второе рождение храма

Восстанавливать собор начали в 1992 году. Во время своего второго президентского срока Леонид Кучма вспомнил о Крыме и Севастополе и решил, что ему выгодно будет поддержать проект восстановления Владимирского собора. С 1999 года реконструкция пошла веселее, и в 2004 году Свято-Владимирский собор снова услыхал в своих стенах звуки полноценной церковной службы. Один из немногих объектов исторического наследия русского народа, восстановленный при украинской власти, собор честно рассказывает о том, кому обязан воскрешением из небытия, — о способствоваших его восстановлению написано на специальных досках.

Собор вновь, как и прежде, поражает своими размерами и величием. Свет, отражающийся от его купола, хорошо виден в поселке Кача — примерно в 20 километрах по прямой через море.

После возвращения Севастополя в состав Российской Федерации вокруг историко-археологического заповедника, на территории которого и стоит Свято-Владимирский кафедральный собор, произошли значительные административные изменения. Заповедник взят под государственный контроль, а посещение его сделали бесплатным. Правда, и купаться возле него запретили.

Здесь все дышит православием

Кача
Кача: Сталин, Фрунзе и Покрышкин летали здесь. ФоторепортажКолыбель российской авиации хранит и обновляет свои славные традиции
Думаю, необходимо пояснить вот что. Большинство людей, приезжающих в Херсонес, не воспринимают развалины древнего греческого города-колонии как православные святыни, признавая в качестве таковой один лишь собор. Но это не совсем верно, мягко говоря. Ведь потому и крестился князь Владимир в веру христианскую в Корсуни (так называли Херсонес на Руси), что это был православный греческий город. Археологи определили три главных храма Херсонеса, но они не единственные святыни в заповеднике.

Так что, прогуливаясь по древним камням Херсонеса, не стоит забывать, что этот один из старейших, если не старейший православный город России. Да, он канул в небытие, а его руины теперь часть территории Севастополя, но самого факта это не отменяет. К тому же, ведь древний Херсонес занимал практически всю территорию полуострова Херсонес, а это куда больше территории, отведенной под заповедник.

Здесь все дышит православием — верой, которую приняли наши далекие предки и передали нам через века.

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала