Улица Гоголя — одна из самых колоритных, но, к сожалению, и самых запущенных улиц города. Сперва даже не верится, что в одном из ее подъездов кроется нечто невероятное. Набираем код и видим всё своими глазами. Нас встречает дореволюционная надпись Salve на полу, что в переводе с итальянского означает «Я приветствую тебя», а на окошке над дверью выбито «Casa stella della fortuna» — «Дом под счастливой звездой».
Стены подъезда больше напоминают стены художественной галереи. В работах переплетается древнеримская и одесская тематика. Так, на первом этаже можно увидеть фрагмент въезда триумфатора в Рим, изображение мраморной статуи Афродиты Каллипиги и танцующих хасидов. Дальше вверх по лестнице — копии классических полотен авторства Паоло Уччелло, Россо Фьорентино и других живописцев.
Инициатор создания всей этой красоты — 72-летний мистер Джерри (да-да, так его зовут, это не псевдоним). В этом доме он родился, затем долгое время путешествовал, жил за границей, и в конечном итоге судьба снова вернула его на родину. В отцовский дом он въехал в 2010 году и, ужаснувшись плачевным состоянием парадной, принялся ее облагораживать.
Первым делом отремонтировал световой фонарь в крыше — поменял покрытие, а под купол «запустил» витражных бабочек. Теперь эти стеклянные мотыльки парят высоко под потолком, вызывая восхищение и улыбки гостей. Затем установил новые решетки на внутренних окнах в стиле бельгийского ар-нуво, отремонтировал мраморную лестницу и принялся за творческую часть. Картины на стенах подъезда писал одесский художник Юрий Афонин.
«Я делаю это только исходя из собственных желаний. Мне было неудобно гулять по Дерибасовской, негде было присесть отдохнуть, вот я и установил скамейки. Также и с подъездом: мне было неприятно ходить по обшарпанному помещению, и я решил привести его в порядок. Все дома, где я жил, а это дома в разных частях мира, я сделал очень красивыми», — говорит мистер Джерри.
Слава подъезда на Гоголя уже облетела весь город, и с недавнего времени сюда стали водить экскурсии. Радости жильцам такие визиты не принесли: туристы шумят и оставляют после себя мусор. Специально от таких незваных гостей мистер Джерри уже сменил замок на входной двери и повесил плакат с иллюстрированным предупреждением, что ждет любителей оставлять жвачку где попало.
Только за уборку подъезда одесский эстет платит из собственного кармана 400 гривен в неделю. Всего же в свой «арт-объект» он уже вложил больше 30 тысяч евро. При этом Мистер Джерри говорит, что живет довольно скромно, шампанское с красной икрой не употребляет, а на улучшение среды обитания тратит сэкономленные средства.
«Если бы каждый из нас делал хотя бы малость, чтобы сделать мир вокруг себя лучше, все было бы иначе. К сожалению, сегодня люди ничего не видят дальше своего носа», — вздыхает мистер Джерри.
Впрочем, соседи мистера Джерри не оценили его стараний. Кому-то все равно, кто-то называет новый ремонт «балаганом», а один и вовсе грозится все закрасить.
«Он недавно купил квартиру в нашем доме и уже хочет закрасить все картины на первом этаже. Аргументирует это тем, что ему не нравятся танцующие хасиды», — сетует мистер Джерри. Он обратился за помощью к мэру Одессы, чтобы тот не позволил произойти произволу.
Памятник архитектуры, где Гоголь писал второй том «Мертвых душ», осыпается и проседает — на радость застройщикам. Жители улицы уже утратили надежду на восстановление дома, они опасаются, как бы дом при разрушении не повредил соседние здания. Но не хочется быть пессимистом — будем надеяться, что дом Гоголя все-таки попадет в руки заботливого инвестора, а подъезд мистера Джерри послужит хорошим примером для одесситов.
Автор Надежда Маркевич