Все меньше семей в состоянии оплачивать непомерные платежки за услуги ЖКХ, в то время как средств на субсидии в бюджете критически не хватает.
Слова расходятся с делами: затраты на субсидии неуклонно сокращаются
Повышение цены на газ для населения, на которое украинские власти пошли ради получения финансирования со стороны Международного валютного фонда, больно бьет по карманам граждан. Представители властей настроены весьма оптимистично, обещая смягчить последствия. В одном из телевизионных шоу представитель Кабинета министров в Верховной Раде Вадим Денисенко выразил убежденность, что все, кто нуждается, получат субсидии, и вообще количество субсидиантов увеличилось. По подсчетам премьер-министра Гройсмана, общее число получателей субсидий должно составить 7 миллионов, на что должно хватить бюджетных денег.
По данной теме высказался и президент Петр Порошенко, призвавший правительство расширить программу субсидирования населения.
«Мы должны защитить людей, расширить программу субсидий, увеличить средства на выполнение этой программы, чтобы от роста тарифов не пострадали наименее защищенные слои населения и вообще любой, для кого это повышение является критическим», — заявил Порошенко.
Впрочем, слова властей входят в жесткое противоречие с их действиями, которые как раз направлены на урезание расходов на субсидии. Так, с начала 2018 года (январь-сентябрь) субсидии были назначены 3 миллионам 156,3 тысячи украинских домохозяйств, что на 59,2% меньше, чем за аналогичный период 2017 года. При этом общая сумма назначенных за указанный период субсидий сократилась в 4,3 раза по сравнению с январем-сентябрем прошлого года — до 782,5 миллиона гривен.
А еще в апреле правительство ужесточило правила назначения субсидий. Согласно им, лишаются права на помощь: семьи, имеющие в собственности автомобиль, которому менее пяти лет (кроме мопеда и авто, предоставленного органами социальной защиты населения); квартиру, площадь которой превышает 120 кв. м, а дом — 200 кв. м (кроме детских домов семейного типа и приемных семей). Перестали начисляться соцвыплаты и гражданам трудоспособного возраста, декларирующих себя как безработные, но не зарегистрированных официально в этом статусе в центре занятости. Им органы соцзащиты считают доход в размере трех прожиточных минимумов, или 5286 гривен.
Данные меры отсекли от выплат до 20-30%.
Правда, в середине октября в правила внесли некоторые послабления. В частности, площадь жилья в нормах для субсидиантов заменили с общей на отапливаемую: теперь речь идет о тех же квадратах, но только отапливаемой площади. Также при расчете субсидий будут не брать во внимание алименты и дотацию на выращивание крупного рогатого скота. Претендовать на выплату смогут люди, чья безработица вызвана болезнью, имеющие задолженность по уплате единого социального взноса по вине работодателя. Помимо этого предоставлено право оплачивать только стоимость фактически потребленной услуги.
Бюджетный дефицит, неплатежи и риск массового замерзания граждан
Вместе с тем насколько данные изменения реально улучшат ситуацию, остается вопросом. Из проекта государственного бюджета на 2019 год, принятого в первом чтении депутатами Верховной Рады, следует, что расходы на субсидии будут вновь сокращены до 55 млрд грн, что на 16 млрд меньше нынешнего (71 млрд). Большинство экспертов полагают, что указанных средств будет категорически не хватать, потребуется увеличение как минимум до 80-90 млрд грн.
По словам эксперта Алексея Куща, власть надеется как-то дотянуть до запланированных на следующий год президентских и парламентских выборов, а вот затем может начаться «настоящая катастрофа». Уже сейчас значительная часть средств, предназначенных для выплаты субсидий, идет на погашение ранее образовавшихся долгов, «при этом наращивание долгов будет ускоряться».
«С учетом тех бюджетных показателей, какие есть сейчас, денег через какое-то время не будет хватать на погашение старых долгов, не говоря уже о том, чтобы покрывать какие-то текущие платежи. Соответственно, в конце следующего года новый президент и новое правительство столкнутся с необходимостью принимать очень непопулярные решения — им придется либо секвестировать бюджет, что может привести к социальному взрыву, либо сокращать какие-то другие статьи бюджетных расходов и перебрасывать освободившиеся деньги на выплату субсидий. Но ясно одно, что в следующем году найти источники только за счет доходов бюджета не получится», — отметил Кущ.
Весьма показательно, что с 1 декабря НАК «Нафтогаз Украины», согласно Кодексу газотранспортных систем, получит право отключать теплосети от поставок газа за долги.
«С 1 декабря по поручению НАК« Нафтогаза» мы будем обязаны отключать теплоснабжающие организации в любой период независимо от температуры… Это ставит под угрозу получение тепла в домах украинцев в отопительный период… Будем иметь немалые проблемы по обеспечению теплом жителей Львовщины», — жаловался на пресс-конференции на проблему председатель правления ОАО «Львовгаз» Юрий Войсович.
А ведь только у Теплокоммунэнерго насчитываются порядка 50 млрд гривен долгов. Кроме того, на 500 млн ежемесячно растет задолженность у населения. Государство зачастую задерживает выплаты субсидий и даже к концу этого года денег может не хватить, ибо 81% от предусмотренных в государственном бюджете расходов на эти цели уже потрачено. Дефицит средств у населения приведет к росту неплатежей, и в итоге тысячи людей могут оказаться под угрозой замерзания.
Не стоит забывать, что данное повышение — далеко не последнее. МВФ требует от Украины повышения цены на газ до импортного паритета — в следующем отопительном сезоне придется платить за газ от 12 до 14 гривен за кубометр. Согласно постановлению Кабмина, которое затем было удалено с правительственного портала, цены на голубое топливо вырастут в 3 этапа. С 1 мая 2019 года по 31 декабря 2019 года цена на газ для населения должна составлять примерно 9851 гривен за тысячу кубометров. А с 1 января 2020 года «рыночная» цена на газ для населения будет равна примерно 12 313 гривнам.
В связи с этим в Киеве и других городах за тепло придется платить на 20% больше. За квартиру с площадью в 50 квадратов придется выложить от 1800 до 2200 гривен (примерно 4200-5500 рублей). В таких условиях, очевидно, что страну ждет кризис неплатежей и коммунальный коллапс.
Ведь финансирование недополучает вся инфраструктура. Она не обновляется годами, поскольку отсутствуют средства на ремонт старых труб, закупку нового оборудования и сырья. И может настать момент, когда такие техногенные катастрофы, как в Алчевске в 2006 году, где из-за прорыва магистральной трубы без тепла зимой остались более 70 тыс. человек, могут широко распространиться по всей Украине.
Последствия вопиющей некомпетентности «майданной» власти, обирающей украинцев под «патриотическими» лозунгами и обещаниями «европейской» жизни, придется ликвидировать десятилетиями. А пока граждане вынуждены изнывать под тяжестью непомерных тарифов ЖКХ, при этом рискуя замерзнуть.