По законам моря. Украина подключила к конфликту в Азове западных спонсоров - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

По законам моря. Украина подключила к конфликту в Азове западных спонсоров

Читать в
Конфликт в Азовском море, помимо политического и психологического, имеет и свою сложную международную юридическую подоплеку. Об этом говорили 30 и 31 октября в Одессе участники круглого стола, организованного Госпогранслужбой Украины. В нем участвовали представители Госдепа США, европейского агентства ФРОНТЕКС и пограничники из ЕС

ВМС Украины катер море черное
Азовское противостояние. Чем рискует Украина и что может РоссияНачало конфликта в Азовском море весной этого года спровоцировала украинская сторона, захватив российский сейнер «Норд» с 10 членами экипажа на борту. Во вторник 30 октября 7 моряков «Норда» удалось вернуть в Россию, обменяв на украинских, а судно власти Украины хотят продать на аукционе. В том, что произошло, разбиралось издание Украина.ру
 Никаких официальных заявлений ни во время круглого стола, ни по его окончанию сделано не было. Да и не могло быть, поскольку для этого нет юридических оснований. Главной темой прошедшего форума было заявление Госпогранслужбы Украины о якобы готовящихся российской стороной провокациях по блокаде морских и речных портов Украины. Такое заявление сделал глава этого ведомства Петр Цигикал, который в том числе заявил, что Российская Федерация нарушает нормы международного морского права в исключительной экономической зоне и аннексированном территориальном море. При этом Цигикал проигнорировал имеющиеся юридические документы, регулирующие деятельность экономических субъектов и погранслужб в Азовском море. Кроме того, глава погранслужбы не сказал ни слова о подоплеке событий и действиях своих подчиненных, давших старт событиям, которые обсуждались на заседании круглого стола.

Море без границ

Действительно, напряженная ситуация между Украиной и Россией возникла в районе Азовского моря сразу после захвата украинскими пограничниками российского рыболовецкого судна «Норд», экипаж которого только недавно был возвращен на родину. Сразу же после неадекватных и незаконных действий украинской стороны Россия усилила свое присутствие в Азовском море и начала производить досмотр всех иностранных судов, следующих в украинские порты.

Киев же обвинил Москву в противоправных действиях, намеренно замалчивая при этом статус Азовского моря, который определяется Договором между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива.

Дело в том, что, согласно ст. 1 п. 1, 2 этого договора Азовское море и Керченский пролив являются внутренними водами РФ и Украины. Азовское море разграничивается линией госграницы в соответствии с соглашениями между сторонами.

Данный договор предусматривает право торговых судов под флагами третьих государств заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются в российский или украинский порт или возвращаются из него.

Однако российско-украинская граница, несмотря на продолжающиеся конфликтные отношения между двумя странами, до сих пор не демаркирована. То есть юридически ее нет. Это означает, что не существует никакой четкой линии границы в Азовском море между двумя странами. Да и процесс делимитации границ, в результате которого граница на географических картах будет обозначена так, как признают ее обе стороны, тоже затянулся на десятилетия, а в настоящее время фактически заморожен. То есть сейчас корабли погранслужбы Российской Федерации имеют полное право приближаться вплотную к береговой линии Украины, не неся за это никакой ответственности, и то же самое имеют права делать и украинские моряки.

Однако Российская Федерация в силу требований Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива имеет право досматривать иностранные суда и регулировать судоходство для предотвращения столкновений на море. Эта норма не подразумевает полного запрета на проход иностранных судов, чего российская сторона и не осуществляет, но создает иностранным судам, следующим в украинские порты, дополнительные трудности. Очевидно, что эти трудности возникли в результате действий украинской стороны, сначала незаконно задержавших рыболовецкое судно "Норд", а потом столь же незаконно арестовавших торговое российское судно "Механик Погодин". В нынешней ситуации важно учесть, что последовательность действий была именно такой: сначала арест "Норда", потом возникновение трудностей у судо, следующих в украинские порты из-за их досмотра российскими пограничниками. В дальнейшем незаконный арест "Механика Погодина" и, как ответная реакция России, создание еще больших трудностей у украинских судоходных компаний в Азовском море и Керченском проливе.

При этом надо подчеркнуть, что фактически вся акватория Азовского моря является общими внутренними водами России и Украины. Данная ситуация стала коллизией международного и национального права, в результате которой появилась территория, где равно действуют суверенитет и нормы национального права РФ и Украины. По сути Азовское море на сегодня — территория, которая принадлежит двум государствам одновременно.

А вот с проходом иностранных военных судов якобы для совместных учений с НАТО у Киева возникли большие проблемы.

Европейские самозванцы украинской границы

Ситуация в Мариуполе
Из Мариуполя сбежало Азовское мореВ результате значительных колебаний уровня Азовского моря площадь берега Мариуполя увеличилась на полсотни метров
Этот же Договор запрещает проход иностранных военных судов на территорию Азовского моря без согласия его сторон, то есть для прохождения иностранного военного судна в акваторию Азовского моря иностранное государство должно получить согласие не только Украины, но и России с предсказуемым отрицательным результатом.

Данное положение, видимо, особенно расстраивает западных партнеров, коль они решили путем шантажа и санкций повлиять на позицию и действия РФ в Азовском море. Так, недавно Европарламент принял резолюцию, в которой осуждает действия российской стороны по реализации своего, то есть сугубо российского суверенного права на досмотр иностранных судов в своих то есть российских внутренних водах.

На прошедшем 30-31 октября в Одессе круглом столе, который был организован пограничной службой Украины, видимо, ради предания весомости мероприятию приняли участие представители Европейского агентства «Фронтекс», которое занимается координацией погранслужб государств-членов ЕС.

Данная структура, как стало известно изданию Украина. ру,  уже вовсю работает в украинских аэропортах, где проводит незаконные проверки и снимает с рейсов нежелательных для ЕС граждан Украины. Этой же конторе неформально подчинено и всё европейское направление Госпогранслужбы Украины. Впрочем, как-либо повлиять на ситуацию в Азовском море европейские самозванцы не могут. Украина де-факто 0 не член ЕС, поэтому погранкатерам под флагом «Фронтекса» в акватории Азовского моря делать нечего, в лучшем случае их, как пиратов, поймает погранслужба РФ и депортирует с позором, ну а в худшем к нарушителям внутренних вод всегда можно применить конвенциональные средства обороны государственной границы, причем в рамках международного права.

Единственное, что может сделать для Украины «Фронтекс», это направить своих наблюдателей на катера погранслужбы в качестве, которые будут заниматься троллингом российских пограничников при досмотре ими иностранных судов. 

Замкнутый круг украинского отчаяния

Впрочем, какими бы методами ни действовала Украина в Азовском море, окно ее юридических возможностей будет сужаться при каждой попытке усилить напряжение в Азовском море.
Не может помочь Украине в разрешении этого конфликта и международное морское право, что, собственно, им известно, поскольку Украина готовит неплохих специалистов в этой отрасли.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года не относит проливы со статусом внутренних вод к проливам, используемым для международного судоходства. Данное изъятие установлено п. А ст. 35 Конвенции, которая четко указывает на то, что сфера действия Конвенции не затрагивает любые внутренние воды в пределах пролива. Пункт С ст. 35 Конвенции вообще исключает из сферы действия Конвенции любые проливы, которые регулируются находящимися в силе международными конвенциями, относящимися специально к таким проливам, а такой международной конвенцией как раз и является Договор между Россией и Украиной.

Так же неважно для власти Украины обстоят дела с правовым режимом замкнутых или полузамкнутых морей, к которому как раз относится Азовское море, определяется требованиями ст. 123 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, однако в ней содержатся лишь рекомендации и предложения в части сотрудничества данных государств без указания на обязанности сторон обеспечивать проход или транзит судов. То есть ничего юридически обязывающего для сторон азовского спора в ней нет.

Здание МИДа Украины с национальным флагом Украины и флагом Евросоюза на фасаде
Азовское море: МИД Украины испугался нового территориального спора с РФВо вторник,30 октября, замглавы МИД Украины Елена Зеркаль заявила, что Украина не получит дополнительных прав от денонсации соглашения с Россией о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива
Неприменимо в сложившейся ситуации применение права транзитного и мирного прохода через Керченский пролив как вариант, установленный Конвенцией, поскольку оно касается лишь проливов, соединяющих открытое море или экономическую зону с открытым морем, экономической зоной и соответственно территориальными водами. Как было указано выше, внутренние воды РФ и Украины обладают совершенно иным статусом.

Не поможет Украине и денонсация Договора о статусе Азовского моря. Поскольку Крым де-факто находится под контролем Российской Федерации, то последняя распространила свой суверенитет на всю акваторию Керченского пролива и применяет к нему свои законы и правила.

В случае разрыва договора Украине придется согласовывать с Россией границы своих территориальных вод, что в свете противоположных взглядов сторон на судьбу Крыма будет непосильной политической задачей для Киевского режима и снова оставит Украину без всяких границ, а Азовское море превратит в серую зону, которая не урегулирована никакими договоренностями.

Даже если договор будет денонсирован, у РФ останутся такие же возможности для осуществления препятствий прохода иностранных судов к азовским портам под видом безопасности судоходства и регулирования движения судов или временного приостановления права мирного прохода иностранных судов для охраны его безопасности или проведения учений с использованием оружия.

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала