Море без границ
Действительно, напряженная ситуация между Украиной и Россией возникла в районе Азовского моря сразу после захвата украинскими пограничниками российского рыболовецкого судна «Норд», экипаж которого только недавно был возвращен на родину. Сразу же после неадекватных и незаконных действий украинской стороны Россия усилила свое присутствие в Азовском море и начала производить досмотр всех иностранных судов, следующих в украинские порты.
Киев же обвинил Москву в противоправных действиях, намеренно замалчивая при этом статус Азовского моря, который определяется Договором между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива.
Дело в том, что, согласно ст. 1 п. 1, 2 этого договора Азовское море и Керченский пролив являются внутренними водами РФ и Украины. Азовское море разграничивается линией госграницы в соответствии с соглашениями между сторонами.
Данный договор предусматривает право торговых судов под флагами третьих государств заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются в российский или украинский порт или возвращаются из него.
Однако российско-украинская граница, несмотря на продолжающиеся конфликтные отношения между двумя странами, до сих пор не демаркирована. То есть юридически ее нет. Это означает, что не существует никакой четкой линии границы в Азовском море между двумя странами. Да и процесс делимитации границ, в результате которого граница на географических картах будет обозначена так, как признают ее обе стороны, тоже затянулся на десятилетия, а в настоящее время фактически заморожен. То есть сейчас корабли погранслужбы Российской Федерации имеют полное право приближаться вплотную к береговой линии Украины, не неся за это никакой ответственности, и то же самое имеют права делать и украинские моряки.
Однако Российская Федерация в силу требований Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива имеет право досматривать иностранные суда и регулировать судоходство для предотвращения столкновений на море. Эта норма не подразумевает полного запрета на проход иностранных судов, чего российская сторона и не осуществляет, но создает иностранным судам, следующим в украинские порты, дополнительные трудности. Очевидно, что эти трудности возникли в результате действий украинской стороны, сначала незаконно задержавших рыболовецкое судно "Норд", а потом столь же незаконно арестовавших торговое российское судно "Механик Погодин". В нынешней ситуации важно учесть, что последовательность действий была именно такой: сначала арест "Норда", потом возникновение трудностей у судо, следующих в украинские порты из-за их досмотра российскими пограничниками. В дальнейшем незаконный арест "Механика Погодина" и, как ответная реакция России, создание еще больших трудностей у украинских судоходных компаний в Азовском море и Керченском проливе.
При этом надо подчеркнуть, что фактически вся акватория Азовского моря является общими внутренними водами России и Украины. Данная ситуация стала коллизией международного и национального права, в результате которой появилась территория, где равно действуют суверенитет и нормы национального права РФ и Украины. По сути Азовское море на сегодня — территория, которая принадлежит двум государствам одновременно.
А вот с проходом иностранных военных судов якобы для совместных учений с НАТО у Киева возникли большие проблемы.
Европейские самозванцы украинской границы
Данное положение, видимо, особенно расстраивает западных партнеров, коль они решили путем шантажа и санкций повлиять на позицию и действия РФ в Азовском море. Так, недавно Европарламент принял резолюцию, в которой осуждает действия российской стороны по реализации своего, то есть сугубо российского суверенного права на досмотр иностранных судов в своих то есть российских внутренних водах.
На прошедшем 30-31 октября в Одессе круглом столе, который был организован пограничной службой Украины, видимо, ради предания весомости мероприятию приняли участие представители Европейского агентства «Фронтекс», которое занимается координацией погранслужб государств-членов ЕС.
Данная структура, как стало известно изданию Украина. ру, уже вовсю работает в украинских аэропортах, где проводит незаконные проверки и снимает с рейсов нежелательных для ЕС граждан Украины. Этой же конторе неформально подчинено и всё европейское направление Госпогранслужбы Украины. Впрочем, как-либо повлиять на ситуацию в Азовском море европейские самозванцы не могут. Украина де-факто 0 не член ЕС, поэтому погранкатерам под флагом «Фронтекса» в акватории Азовского моря делать нечего, в лучшем случае их, как пиратов, поймает погранслужба РФ и депортирует с позором, ну а в худшем к нарушителям внутренних вод всегда можно применить конвенциональные средства обороны государственной границы, причем в рамках международного права.
Единственное, что может сделать для Украины «Фронтекс», это направить своих наблюдателей на катера погранслужбы в качестве, которые будут заниматься троллингом российских пограничников при досмотре ими иностранных судов.
Замкнутый круг украинского отчаяния
Впрочем, какими бы методами ни действовала Украина в Азовском море, окно ее юридических возможностей будет сужаться при каждой попытке усилить напряжение в Азовском море.
Не может помочь Украине в разрешении этого конфликта и международное морское право, что, собственно, им известно, поскольку Украина готовит неплохих специалистов в этой отрасли.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года не относит проливы со статусом внутренних вод к проливам, используемым для международного судоходства. Данное изъятие установлено п. А ст. 35 Конвенции, которая четко указывает на то, что сфера действия Конвенции не затрагивает любые внутренние воды в пределах пролива. Пункт С ст. 35 Конвенции вообще исключает из сферы действия Конвенции любые проливы, которые регулируются находящимися в силе международными конвенциями, относящимися специально к таким проливам, а такой международной конвенцией как раз и является Договор между Россией и Украиной.
Так же неважно для власти Украины обстоят дела с правовым режимом замкнутых или полузамкнутых морей, к которому как раз относится Азовское море, определяется требованиями ст. 123 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, однако в ней содержатся лишь рекомендации и предложения в части сотрудничества данных государств без указания на обязанности сторон обеспечивать проход или транзит судов. То есть ничего юридически обязывающего для сторон азовского спора в ней нет.
Не поможет Украине и денонсация Договора о статусе Азовского моря. Поскольку Крым де-факто находится под контролем Российской Федерации, то последняя распространила свой суверенитет на всю акваторию Керченского пролива и применяет к нему свои законы и правила.
В случае разрыва договора Украине придется согласовывать с Россией границы своих территориальных вод, что в свете противоположных взглядов сторон на судьбу Крыма будет непосильной политической задачей для Киевского режима и снова оставит Украину без всяких границ, а Азовское море превратит в серую зону, которая не урегулирована никакими договоренностями.
Даже если договор будет денонсирован, у РФ останутся такие же возможности для осуществления препятствий прохода иностранных судов к азовским портам под видом безопасности судоходства и регулирования движения судов или временного приостановления права мирного прохода иностранных судов для охраны его безопасности или проведения учений с использованием оружия.