Опросы общественного мнения на Украине показывают: конец войны — первый насущный вопрос для людей. Даже обеспечение базовых человеческих потребностей (зарплата, квартплата, еда) стоит на втором месте.
Но первые лица государства пока демонстративно не хотят затрагивать эту тему. А вот на уровнях пониже лед тронулся. Не только многострадальная, неофициально обвиняемая в сепаратизме «Разумная сила» пытается провести «народные переговоры» украинцев с согражданами из неподконтрольного Донбасса. Продвижением диалога начали заниматься гражданские организации и даже уполномоченный Верховной Рады по правам человека.
По сути это попытка вывести вопрос на государственный уровень.
Так, в офисе омбудсмена пытаются «максимально исключить нарушение прав» внутренне перемещенных лиц и людей, находящихся на Донбассе, и отмечают «острую необходимость установления с ними диалога и личного контакта».
Первые шаги
Чрезвычайно важную роль в решении этой проблемы играет правосудие переходного периода, направленное на преодоление эффектов от крупных нарушений прав человека в ходе вооруженного конфликта.
«В 2018 году преимущества переходного правосудия оценил прогрессивный сектор парламента и органов власти. Результатом стал своеобразный взрыв объединенных инициатив: создание национальных платформ «Диалог о мире и безопасной реинтеграции», «Женщины за мир»; разработка ориентировочной модели миротворческой миссии ООН на Донбассе (МинТоТ), проекта ведомственного видения деоккупации Донбасса (МВД)», — отмечают в правозащитной организации Украинский Хельсинкский союз по правам человека (УХСПЧ).
На недавнее обсуждение этого вопроса на круглом столе с профильным комитетом ВР пришло более 80 экспертов из министерств, неправительственных и международных организаций, Конституционного и Высшего судов.
Во время дискуссии озвучили необходимость законодательного закрепления основ переходного права и разработки дорожной карты. А также «действий, специальной информационной стратегии, соответствующих изменений в законодательство, в том числе ратификации Римского Устава».
На заседании сообщили, что законопроект «Об основах государственной политики защиты прав человека в условиях преодоления последствий вооруженного конфликта» (разработанный объединенной группой неправительственных и международных экспертов, депутатов, специалистов офиса омбудсмена в начале 2018 года) «является значительным достижением для Украины через свою прогрессивность, всеохватность и согласованность с большинством международных стандартов».
Чего боятся люди
Четыре принципа переходного правосудия следующие: уголовное преследование лиц, виновных в нарушениях законов (люстрация); возмещение вреда лицам, пострадавшим в результате вооруженного конфликта; право на правду; гарантии неповторения.
Перечисленные задачи — чувствительные как для украинского общества, так и для украинской власти. Но эксперты признают, что документ должен стать основополагающим. Далее на его базе можно составлять другие нормативно-правовые акты.
«Внедрение лучших мировых практик и опыта преодоления последствий вооруженных конфликтов в мире поможет Украине избежать ошибок прошлого. Я уверена, что те выводы и наработки, которые сделаны сегодня, будут учтены при разработке и принятии законодательных инициатив по внедрению переходного правосудия в Украине», — заявила Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Людмила Денисова.
Со своей стороны представитель омбудсмена Андрей Мамалыга добавил, что среди мер, которые должны применять в процессе внедрения переходного правосудия в Украине, восстановление прав жертв войны, внедрение справедливого правосудия и дальнейшее проведение институциональных реформ и донесения правды.
С этим есть большие проблемы. Например, в УХСПЧ сообщают, что уже четыре года с десяток законопроектов и даже принятых законов по вопросам реализации прав внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) «лежат лежмя».
Также специалисты отмечают, что на один положительный и направленный на сближение законопроект о переходном правосудии приходится три враждебные инициативы. И это пугает людей в Донбассе.
«Люди (в ДНР и ЛНР. — Ред.) живут в страхе, в ситуации, когда любое сообщение по поводу новых инициатив со стороны подконтрольных территорий может повлечь негативные для них последствия. Так, в парламенте зарегистрировано, по меньшей мере, три законопроекта, касающихся ответственности за коллаборационизм. Два из них предусматривают уголовную ответственность — до 15 лет лишения свободы за то, что человек живет на оккупационной территории и сотрудничает с оккупационной администрацией. И один проект закона предусматривает люстрацию — ограничение в правах тех, кто проживал или работал на оккупированной территории», — привела примеры менеджер гражданской организации «Центр информации про права человека» Алена Лунева.
Негативная люстрация
Исполнительный директор УХСПЧ Александр Павличенко также не видит ничего хорошего в этих проектах закона. Наглядным негативным примером, по его словам, может служить люстрационное законодательство.
«Негативный пример — это закон о люстрации, который начал работать с 2014 года. Он точно также является неэффективным. И мы просто должны учитывать все риски и понимать, что люстрационное законодательство и воплощение этого законодательства на сегодняшний день является скорее негативным, чем позитивным примером. Поэтому очень осторожно нужно относиться к тем вредным инициативам, которые зарегистрированы в парламенте. Они являются барьером на пути мирного понимания между двумя частями Украины», — сказал правозащитник.
Мало того, по утверждению главы ГО «Центр гражданских свобод» и члена Коалиции «Справедливость ради мира на Донбассе» Александры Матвийчук, вооруженный конфликт на Донбассе влияет на рост насилия на Украине: если раньше проблемы решались иначе, сейчас исчезло табу на физические нападения.
Денег на площадки нет
При этом гражданские организации, в частности, женские организации по обе стороны конфликта, пытаются построить диалог между собой на местном уровне, в рамках местной дипломатии.
В этой связи исполнительный директор международной организации «Ресурсы примирения» Джонатан Коэн отметил, что на пути к установлению мира на Донбассе очень важную роль должны сыграть общественные организации. Ведь учитывая международный опыт, им лучше других удается примирить и установить конструктивный диалог между гражданским обществом и властью.
К тому же к ним не должно возникнуть подозрение со стороны налоговой службы и силовиков.
Однако, констатировала Лунева, этот план очень трудно осуществить на уровне законодательной или исполнительной власти. Ведь чтобы организовать такое общение, требуются площадки для дискуссий, а гостям необходимо оплачивать переезды и ночлег, а у государственных органов Украины денег на такие расходы нет. И это несмотря на 1,2 миллиона ежемесячных пересечений границы между Украиной и ЛДНР.
«Мы вынуждены отказаться от проекта диалоговых площадок между украинцами, живущими на контролируемых и неконтролируемых территориях. Потому что финансировать проезд и проживание тех, кто приезжает с неконтролируемых территорий, на сегодняшний день правительственные организации не могут. И это является одним из практических примеров того, что мы не готовы до конца к реализации таких проектов», — сказал Павличенко.
Сначала обсудить, а потом отдать политикам
Правозащитники и эксперты пытаются заложить фундамент для выработки общественного консенсуса. Ведь первая проблема для украинцев — это война. Даже проблемы с зарплатами, коммуналкой, ростом цен отходят на второе-третье место.
Так, согласно недавним результатам соцопроса Центра социальных исследований «София», мирный путь урегулирования войны поддерживают 61,4% граждан.
Но общественники и правоведы опасаются выносить на рассмотрение в парламент проект о переходном правосудии, так как это может стать поводом для политических спекуляций и манипуляций в предвыборный период.
Так, Алена Лунева настаивает на том, что сначала необходимо обсуждать, а потом выносить документ на рассмотрение в парламент. Иначе есть опасность дискредитировать идею сближения и опасность возникновения нового конфликта на почве непроработанного документа.
«Украинцы должны провести анализ причин, которые поддерживают конфликт на данный момент, чтобы найти свой путь к его решению. Но чем дольше длится конфликт, тем больше природа его решения должна измениться. Потому что факторы, которые генерировали противостояние на первых порах, могут не быть факторами, которые поддерживают его сейчас. Очень важно провести тщательный анализ политик, политэкономии, социальных факторов», — порекомендовал эксперт-«миротворец» Джонатан Коэн.