Эта статья дает право польским судам обращаться в Суд ЕС в Люксембурге относительно действий или решений национальных органов власти и позволяет Суду ЕС принимать обязывающие решения по этому поводу. Если Конституционный суд Польши поддержит позицию правительства (в чём практически никто не сомневается), это будет означать, что в этой стране Европейского союза право ЕС перестанет быть главенствующим.
Польские судьи: «Это шаг к выходу из ЕС!»
Комментируя обращение министра юстиции, спикер общества судей «Фемида» Дариуш Мазур заявил: «Похоже, что наш Конституционный суд должен принять решение о том, что Польша частично выходит из юрисдикции права ЕС и нарушает Договор о функционировании Европейского союза… Это означает, что министр Збигнев Зёбро не согласен с присутствием Польши в ЕС. Если наш КС признает, что Суд ЕС не может оценивать состояние правосудия в Польше, то это будет шагом к выходу Польши из ЕС. Ведь невозможно быть членом организации, не принимая ее ценностей, в данном случае это независимая судебная система».
По мнению председателя общества судей «Юстиция» профессора Кристиана Маркевича, Конституционный суд Польши не имеет полномочий рассматривать вопросы права всего Европейского союза. Профессор Маркевич уверен, что решение КС будет принято исключительно для внутреннего пользования, для преследования тех польских судей, которые осмелятся обращаться в Суд ЕС. Однако давление на несогласных с властями Польши судей началось уже сейчас. Судьи из Лодзи и Варшавы — Эва Мачеевска и Игорь Тулея, которые обратились в Суд ЕС относительно независимости судебных органов Польши после недавней реформы правосудия, — были вызваны в дисциплинарную инстанцию судей, пока в качестве свидетелей.
Оппозиционные польские политики поддерживают позицию суда и считают, что Збигнев Зёбро готовит почву для непризнания решения Суда ЕС, где Европейская комиссия обжаловала новый закон о Верховном суде Польши. Депутат сейма от «Гражданской платформы» юрист Борис Будка уверен, что это будет означать «реальный выход Польши из Европейского союза».
Польские власти: «Что позволено Берлину, то позволено и нам!»
Сам Збигнев Зёбро также отрицает, что его обращение направлено против ЕС. «Позиция правительства Польши неизменна: наше членство в Европейском союзе выгодно, и мы хотим, чтобы оно было еще более выгодным, в том смысле, чтобы наш статус был бы не хуже, чем у таких стран, как Германия. Поэтому, поскольку Конституционный суд Германии принимал решение о соотношении между их конституцией и европейскими договорами, у нас нет причин для комплексов, чтобы Польша была страной с более низким статусом в ЕС. Она должна трактоваться так же, как Германия, чтобы Конституционный суд Польши, как и Германии, мог бы высказаться по этому вопросу», — заявил он.
Однако, как отмечают эксперты, ключевая разница состоит в том, что Федеральный Конституционный суд Германии вынес решение относительно Договора о функционировании ЕС в июне 2009 года, ещё до его ратификации. Практически все польские юристы и политики сходятся на том, что действия правительства Польши направлены в первую очередь на усиление позиций польских властей в нарастающем конфликте Варшавы и Брюсселя.
Без русофобии не обошлось
Что интересно, на очередном этапе дискуссии о ситуации в польском правосудии не обошлось без выпадов в сторону России. Министр Зёбро постоянно подчеркивает, что проводимая партией «Право и справедливость» реформа правосудия является частью кампании декоммунизации: мол, действовавшая до сих пор система назначения судей в Польше была недемократической и опиралась на компромисс с коммунистами, достигнутый в 1989-м. Поскольку в массовом сознании поляков давно утвердился знак равенства между понятиями «коммунизм», «СССР» и «Россия», то дополнительные объяснения не нужны.