По данным МВФ, по состоянию на 2018 год валовой внутренний продукт (ВВП) Украины на душу населения составляет 2,82 тыс. долларов. В то же время ВВП развивающихся стран мира — 5,49 тыс. долларов, развитых стран — 48,97 тыс. долларов, а средний по миру — 11,73 тыс. долларов.
При оптимистических расчетах МВФ, через пять лет ВВП Украины сможет вырасти на 50% — до 4,22 тыс. дол. Это и есть оптимистический сценарий, но пессимистический сценарий тоже не следует сбрасывать со счетов. Тем временем, при том же сценарии, ВВП развивающихся стран возрастет на 35% (до 7,43 тыс. дол.), развитых стран — на 19% (до 54, 46 тыс. дол.), а в среднем по миру — на 24% (до 14,5 тыс. дол.).
Иными словами, если все будет хорошо, по мнению МВФ, то по уровню ВВП Украина будет отставать от развивающихся стран примерно в 1,8 раз.
Если же брать во внимание показатели ВВП по паритету покупательной способности (ППС), который учитывает разницу курса валют и уровень цен, согласно прогнозу МВФ, картина получается аналогичной. Сейчас, по данным МВФ, ВВП Украины на душу населения по паритету покупательной способности составляет 9,21 тыс долларов, развивающихся стран — 12,51 тыс. долларов, а развитых стран — 51,42 тыс долларов. Через пять лет, к 2023 году ВВП ППС составит 12,26 тыс. долларов — для Украины (+ 33%), 16,5 тыс. долларов — для развивающихся стран (+ 32%) и 60,29 тыс. долларов — для развитых стран (+17%). Лидируют же в прогнозах МВФ по расчету ВВП по паритету покупательной способности Китай, США, Индия, Япония, Германия и РФ.
Иными словами, и через пять лет, даже при таком оптимистическом сценарии, перед Украиной где-то на горизонте будет мелькать убегающий «хвост» экономик развивающихся стран. Что же касается развитых стран, к клубу которых Украина мечтала присоединиться в результате «евроинтеграционных процессов», то эти мечты из разряда призрачных переходят в разряд несбыточных.
Если темпы роста украинской экономики сохраняться, то догнать развивающиеся страны Украина сможет лет через 25, то есть к 2053 году, до которого доживут немногие из ныне живущих граждан Украины среднего возраста. Проще говоря, даже если Украина будет очень стараться выбраться из экономической «ямы», в которую попала после Майдана, она сможет это сделать ценой невероятных усилий, но развивающиеся страны не будут ее ждать, а уйдут в своем развитии еще дальше.
Украинские правительственные экономисты, с трепетом и мольбой ожидающие транша МВФ, понимают, что, судя по таким показателям, МВФ вряд ли соблаговолит бросить Киеву очередную «копеечку», так как должник безнадежен и нет особых надежд на то, что в обозримом будущем он сможет расплатиться с кредитами. С другой стороны, киевские экономисты нередко уповают на то, что сам объем украинской экономики настолько сократился, что для поддержания ее на плаву нужно не так уж и много, по меркам богатого МВФ. Политику Киева перед МВФ можно резюмировать одной фразой: «Да, мы не сможем выплатить, но что вам какого-то миллиарда жалко?».
Сейчас Украина занимает самую нижнюю строчку по уровню ВВП среди пост-советских стран. Даже уровень 2013 года становится для правительственных экономистов своеобразным маяком будущего. Заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Титарчук в марте этого года рассказывал о двух сценариях правительства Гройсмана по выходу страны хотя бы на уровень 2013 года к 2021 или 2022 году. «Мы просчитывали два сценария, как вернуться хотя бы к уровню ВВП 2013 года. В принципе, это возможно в ближайшие три или четыре года», — говорил Титарчук.
Чтобы в будущем попасть в «домайданное» прошлое, нужно наращивать экономический потенциал и промышленное производство, а пока что мы видим скорее обратную тенденцию.
В таком резком падении ВВП Киев, конечно, традиционно винит РФ, параллельно вводя все новые санкции, которые опять же бьют больнее всего именно по более слабой украинской экономике.
Учитывая такой разрыв между Украиной и развивающимися странами, не говоря уже о развитых, можно предположить, что большинство украинцев трудоспособного возраста будут и дальше бежать из страны в поисках заработка, а не ждать лет 25-30. У людей, все-таки, только одна жизнь, а ныне живущим украинским работникам нужно кормить своих детей сейчас, а не после 2053 года. Стало быть, миграционные тенденции будут только усиливаться, подрывая тем самым потенциал для будущего экономического восстановления.
Неужели все так беспросветно для украинской экономики? Стоит отметить, что оптимистический прогноз МВФ строился на предположении о том, что сохраняться нынешние тенденции, а Киев и в дальнейшем будет четко следовать инструкциям самого МВФ.
Возможно, в этой предпосылке и заложена основная погрешность расчетов. То, что «оптимистично» с точки зрения МВФ, предполагает десятки лет «барахтанья» Украины в экономической яме, куда изредка будут бросать подачки в виде новых кредитов или реструктуризации долгов. Возможно, выход для украинской экономики заключается как раз в том, что МВФ считает «пессимистическим сценарием». В МВФ, как известно, «ведущей скрипкой» являются США. Еще в 2014 году заместитель министра финансов США по международным делам Натан Шитс заявил, что лидирующая роль США в МВФ приносит Вашингтону «колоссальные выгоды» и поэтому должна быть сохранена. От этого и стоит отталкиваться, оценивая то, что представляет собой «оптимистический сценарий» по версии МВФ. Проще говоря, «оптимизм» с точки зрения США, предполагает прозябание Украины в категории экономически недоразвитых стран, то есть экономические интересы США противоречат реальному повышению ВВП украинцев. Однако самое печальное это то, что эти же интересы разделяют и те, кто данный момент являются властями Украины.