Порошенко пытаются придать имидж «президента мира» и сторонника «политико-дипломатического пути деоккупации Донбасса и Крыма». С одной стороны, на столь слабых тезисах военной истерии, которая одна только может мобилизовать патриотический электорат вокруг Верховного Главнокомандующего, не построишь. С другой стороны, если Верховный Главнокомандующий будет сам эту военную истерию разгонять, последует недоумение со стороны Запада и возникнет диссонанс с атрибутом его имиджа в виде «весьмирснами», а этого лучше не допускать.
Что же делать? А просто. Отдать дело «порохоботам». Все они совести не имеют, Россию ненавидят даже больше, чем любят Порошенко, а потому им можно поручать любую мерзость.
Примерно такое происхождение имеет статья неких Романа Кульчинского и Анатолия Бондаренко «Почему мы будем голосовать за Порошенко».
Кульчинский, впрочем, не «некий» — это довольно известный пропагандист, ранее работавший в «Украинском тыждне» (не углубляясь в подробности отмечу, что это одно из наиболее законченно-националистических изданий на Украине, кроме уж чисто партийных), а затем создавал сайт для Вячеслава Кириленко («культурный» вице-премьер, инициировавший все запреты на гастроли российских артистов в Украину и украинских в Россию) и потому в особой аттестации не нуждается.
Вообще же данный текст интересен своей развернутостью и законченностью, чего лишены комментарии в фейсбуках прочих «порохоботов».
Теория «войны до победного конца»
Авторы сразу берут быка за рога и уже в лидер-абзаце обозначают: «Главный вопрос президентских выборов — это дальнейшее противостояние Украины и России. Почему не реформы и коррупция? Потому что если Россия нанесет нам поражение — это перечеркнет возможность изменений вообще. Но, если страна оказывает организованное сопротивление России, шанс на реформы и преодоление коррупции остается».
Логика сама по себе, конечно, кривая, отмечу только два момента.
Во-первых, если страна оказывает сопротивление, то шансы остаются когда? В будущем? Тогда зачем 114 с половиной реформ начинаются именно в условиях гибридной агрессии? И почему коррупционеров, наносящих ущерб обороноспособности нации, не расстреливают по законам военного времени, а натравливают на них антикоррупционеров? Тут, правда, основание есть — агрессия гибридная, значит и сопротивление гибридное. В смысле — Россия «аннексировала» Крым, а мы будем разнимать НАБУ и САП, чтобы ей стыдно стало. Кому «ей»? России, разумеется.
Как-то так.
Во-вторых, если не эти авторы, то их единомышленники во времена не столь отдаленные указывали, что все страны, которые потерпели поражение от России, сейчас живут хорошо. Например, Германия или Япония. Т.е., даже в их системе ценностей поражение от России вовсе не является «перечеркиванием изменений». Впрочем, у них логика другая.
Логика эта состоит в том, что россияне настроены на то, что «вас, хохлов, надо уничтожать!». Такие сведения — от видеоблоггера Андрея Полтавы (он звонит простым россиянам и неистовым зигованием доводит их до соответствующих суждений) и… Героя Украины Надежды Савченко. Из этого делается вывод, что в случае победы «пророссийского кандидата» «патриотическую общественность» будут зачищать.
От себя отмечу, что зачищать ее будут в любом случае. Тут точно не в России дело. Те же авторы материала в случае победы Порошенко станут лишними, на них свалят военную истерию и, в лучшем случае, лишат довольствия. В худшем случае будет хуже.
Пока же они обозначают позицию следующим образом: «Россия не признает независимости Украины, не признает украинцев отдельным народом. (…) Сейчас идет война за наше существование именно как отдельного народа. (…) Только после полного краха нынешнего российского устройства (…) Москва, не имея другого выхода, начнет относиться к Киеву как к столице другого государства. И только тогда можно будет обсуждать мир. (…) Таким образом, попытки договориться о мире сейчас, пока крах устройства в РФ не наступил, означает капитуляцию».
Тут все просто и понятно — мира не будет. Вообще. Обратите внимание, что даже после краха РФ предполагается только обсуждать мир, но не достигать его. Почему? Потому что вместо РФ будет какое-то другое российское государство, которое все равно будет враждебным Украине.
Тут, в общем, все поставлено с ног на голову. Это не Россия извечно враждебна Украине. Это нынешняя Украина сформирована как антиРоссия, которая изначально враждебна северо-восточному соседу и имеет смысл только в борьбе с ним. А после — хоть трава не расти.
Кандидаты
Исходя из этой теории, авторы начинают анализировать кандидатов на пост президента. Результат получается довольно предсказуемый.
Тимошенко не походит, потому что она «убеждена, что нынешняя война — это такая себе драка за прибыли, в стиле олигархических разборок времен Кучмы, когда она сформировалась как политик. (…) Она не понимает новой реальности и сути войны, воевать не обещает — а, значит, и не сможет организовать защиту страны. Слишком рискованно отдавать власть в руки этого кандидата».
Последнюю фразу подчеркнул я, потому что она очень важна. Это ведь не обращение к избирателям или власти, а основа-основ мировоззрения авторов — власть в воюющей стране слишком важна, чтобы отдавать ее в руки т.н. «народа». Он ведь и Тимошенко может избрать…
Гриценко тоже не подходит, потому что наивный — верит, что ориентируясь на его честность и подчиненные станут честнее. Между тем, «мы много писали о том, сколько усилий понадобилось волонтерам, которые пришли на посты в Минобороны в 2014 году, чтобы внедрить честные тендеры и наладить поставки армии».
Собственно, авторам достаточно было бы написать, что «у него проскакивают намеки на то, что достаточно предложить Путину реалистический план — и можно договориться о мире» (в то время как о мире договорить нельзя, поскольку это исключено самой сутью украинской государственности).
Но этого мало. Прежде всего, потому, что «проскакивают намеки» — как-то неубедительно. Ну и, скорее всего, сами авторы имеют какое-то отношение к волонтерским делам. По поводу последних же есть интересная новость — волонтер Юрий Касьянов заявил о закрытии проекта по строительству украинских беспилотников. Причина своеобразна — ключевой инвестор предприятия вежливо поинтересовался, куда «патриоты» дели вложенные в проект деньги?
Однако, вернемся к «порохоботам». Вакарчук по их прикидкам просто «станет вторым Ющенко — беспомощный президент с благородными намерениями в окружении политических прохиндеев».
Ну и, наконец, то, ради чего все писалось: «за четыре года президентства риторика и действия Порошенко свидетельствуют, что он и далее будет руководить организованным противостоянием России. (…) Когда мы голосуем за Порошенко во второй раз, это не означает, что мы даем ему шанс на реформы — пользы от него как от реформатора немного. Мы даем шанс себе».
Редкий случай, когда профессиональные пропагандисты говорят чистую правду.
— Порошенко не является президентом мира. Он является президентом войны. Или, во всяком случае, хочет представить себя таким сейчас (четыре года назад все было по-иному).
— Никакие реформы и борьба с коррупцией сторонников Порошенко не интересуют. Их интересует война. Как пелось в фильме о Джельсомино: «когда снаряды рвутся днем и ночью, скорей дают чины и ордена, поэтому пускай всегда грохочет — война, война, война».
— Для них победа президента войны действительно шанс, поскольку при президенте, который будет стремиться к миру, пропагандисты войны будут, как минимум, не нужны.
Политтехнологическое резюме
С такой программой надо обращаться к наиболее радикальной части общества, но количество сторонников военного решения проблемы прискорбно мало — по данным февральского исследования Социологической группы «Рейтинг» таких только 21 процент. А надо как минимум в два с половиной раза больше.
Выиграть при помощи только этих избирателей нереально. Значит, остальных надо запугать, чтобы они или проголосовали за «президента войны» (и не перепутали, потому что воинственных кандидатов будет много), или не стали бы голосовать вообще.
Для этого слов мало, нужны действия. Так что ожидаем военного обострения на Донбассе, терактов и репрессий против оппозиционных политиков, журналистов и политологов.