Об этом изданию Украина.ру сообщил глава Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец. Он также заявил, что к трём бастующим шахтам «возможно, сегодня присоединятся шахтёры предприятия «Селидовуголь» — во вторую смену, это с 14-ти часов».
«Требования только экономические», — подчеркнул Волынец, добавив, что общая задолженность госпредприятий шахтерам составляет сегодня 880 млн гривен, а недавно превышала миллиард гривен. Впрочем, к экономическим требованиям теперь прибавились и требования производственные.
«Например, шахтёры шахты «Центральная», которые бастуют с первой смены и продолжат бастовать во вторую смену, они ставят вопрос следующий: не отключать электроэнергию. У них две недели отключена электроэнергия в административно-бытовом комплексе и на поверхностно-промышленной площадке шахты. Им просто не дают уже работать. Не просто не платят зарплату, не дают работать!», — сказал профсоюзный лидер.
Волынец отметил, что на государственных шахтах Украины ситуация «очень негативная». По его словам, несмотря на многочисленные протестные акции, задолженность по зарплате сохраняется: «то зашкаливает за один миллиард гривен, то — чуть меньше».
«Вот смотрите, сейчас (задолженность — прим. ред.) 880 миллионов гривен, ну, может быть погасят ко Дню щахтёра, ко Дню независимости, что-то там выделят из госбюджета — может быть, я даже не знаю. А с 1 сентября опять добавится задолженность месячного фонда за август — 500 миллионов гривен», — сказал профсоюзный лидер.
Он добавил, что «кардинально не решаются вопросы привлечения инвестиций в угольную промышленность, не решается вопрос о том, чтобы избавить отрасль от влияния «смотрящих», от коррупционных явлений».
«Это влияет на энергетическую безопасность страны, безусловно. А если говорить о людях, то они теряют рабочие места, едут в Польшу», — сказал Волынец.
Отметим, в связи с невыплатой зарплаты горняки государственных предприятий Украины уже в течение нескольких месяцев проводят протестные акции в Киеве, требуя погашения долгов по зарплате.
В июле шахтёры проводили многодневную акцию у здания Минэнерго в Киеве (и даже ночевали там, хотя полиция отобрала у протестующих палатки). Участники акции пытались встретиться с министром, однако, как сообщали тогда в профсоюзе, им препятствовали правоохранители и охрана ведомства. А когда встреча всё же состоялась (протестующие просто остановили автомобиль министра), горняки не смогли добиться исчерпывающего ответа на вопрос о сроках полного погашения долгов по зарплате.
Шахтёры также требуют принятия закона, который позволит увеличить расходы госбюджета в 2018 году на 2,8 млрд гривен (около $102 млн долларов) «для сохранения отечественного производства угольной продукции» и добиваются принятия на государственном уровне программы развития угольной отрасли Украины на ближайшие 10 лет.
Достаточно часто представители горняцкого профсоюза демонстрируют готовность к радикальным действиям, привлекая при этом активистов ряда других организаций. Так, в конце июня шахтеры, ветераны-«афганцы» и ветераны силовых структур провели митинги у здания Рады. Они попытались прорваться в здание парламента, произошли столкновения с правоохранителями. По данным полиции, в результате столкновений пострадали восемь полицейских и трое гражданских.
По словам Михаила Волынца, многие из тех шахтёров предприятия «Селидовуголь», которые принимали участие в акции у парламента, «уже рассчитались, уехали на шахты Днепропетровской области… многие уезжают в Польшу».
Глава профсоюза отметил, что украинским горнякам там приходится трудно: польские законы запрещают привлекать на работы с опасными условиями труда людей, не знающих польского языка.
«А люди с востока (Украины — прим. ред.), они не знают польского языка, им ещё надо учить. Эти люди устраиваются на любые неквалифицированные работы… пытаются адаптироваться, изучить польский язык», — рассказал Волынец, добавив, что он недавно ездил в Польшу, где изучал ситуацию и встречался с этими людьми.
Отвечая на вопрос о том, почему акции протестов горняков на Украине не привели до сих пор к полной выплате задолженности по зарплате, он сказал: «Бардак в стране! Если бы сам министр не был участником коррупционных явлений, он бы пресёк подобную деятельность других».
А пока шахтерам приходится бороться за свои кровные самыми разнообразными способами. Требуя выплаты долгов по зарплате, 3 июля около 50 шахтёров перекрывали международную трассу возле села Воля-Высоцкая неподалёку от границы с Польшей во Львовской области (тогда требования протестующих были частично удовлетворены).
В конце прошлого года более пятидесяти работников шахты «Капитальная» города Мирноград отказались выходить из шахты. Подземную забастовку прекратили подачками — шахтерам выдали по пятьсот гривен.
Глава профсоюза отметил, что в планах — продолжать борьбу за экономические требования, организовывать акции самим, а в случае стихийных протестов — «подставлять плечо шахтёрам».
Что касается стачки на трёх шахтах, то Волынец на своей странице в Facebook напомнил: в 90-х годах прошлого века «Мирноградуголь» был центром протестного движения Украины, крупнейшие шахтерские акции протеста проходили именно там. В 1989 и 1991 годах горняки добились повышения зарплаты до уровня в два раза большего, чем средняя заработная плата по угольной отрасли.
Конечно, не все верят, что Независимый профсоюз горняков ведёт только лишь экономическую борьбу. В украинских СМИ имя Михаила Волынца связывают с именем лидера «Батькивщины» Юлии Тимошенко, членом парламентской фракции которой он был одно время. Политические амбиции Тимошенко хорошо всем известны. При этом странно совпадали большие политические кампании на Украине, в которых участвовала Тимошенко, с взрывной активностью протестующих шахтеров, которых она не раз использовала в качестве «стенобитной машины».
По всей вероятности, с приближением выборов следует ожидать и роста протестной активности горняков.