В ответ на захват керченского судна Погранслужбой Украины российская сторона создала в Азово-Черноморском территориальном управлении оперативную группу, которая координирует действия Росрыболовства с пограничными управлениями, обеспечивая информирование о местонахождении рыболовных судов в Азовском море для предотвращения пиратских действий со стороны Украины. Кроме того, сотрудникам рыбопромышленной отрасли рекомендовано предварительно уведомлять погрануправления о выходе судна и изменении дислокации, а в случае чрезвычайной ситуации выходить на связь на определённой частоте.
«В акватории Азовского моря должен находиться один, а лучше два современных боевых корабля Черноморского флота и осуществлять мониторинг. Попытки кораблей или катеров украинской погранохраны приблизиться к российским торговым или рыбопромысловым судам в нейтральных водах кораблей с целью осуществить насильственные действия должны пресекаться, в том числе силой оружия на поражение. В крайнем случае надо топить. После пары таких случаев Украина перестанет действовать подобным образом», — заявил в интервью изданию Ukraina.ru главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
Эксперт подчеркнул, что важно правильно квалифицировать действия украинской стороны в случае с «Нордом»: когда в нейтральных водах осуществляется фактически захват и принудительное конвоирование российского гражданского корабля — это ни что иное как морское пиратство. Россия должна официально предупредить Украину на уровне дипломатической ноты либо публичного объявления о возможности применения силы при повторении нынешней ситуации.
«Должны быть развёрнуты авиагруппы, пара дежурных истребителей с противокорабельными ракетами и другими средствами поражения плюс боевой корабль Черноморского флота. Украина должна понимать, что это будет расцениваться как нападение на Россию со всеми вытекающими последствиями, потому что киевский режим, к сожалению, не понимает ни дипломатические ноты, ни увещевания, ни разъяснения, ни обращения к доброй воле — остаётся только силовое парирование», — сказал Коротченко.
В качестве одной из ответных мер на задержание «Норда» Россия может перекрыть Керченский пролив для судоходства украинских кораблей, а ведь именно по этому маршруту перевозится экспортный металл из Мариуполя — основного металлургического центра Украины.
«Прежде всего Россия не должна нарушать международное право, в том числе международное морское право. Если Украина действует противоправно, главная позиция России должна заключаться в безукоризненной юридической базе. Москва должна заранее предупредить о своих действиях на уровне ОБСЕ и ООН», — отметил Коротченко.
В сложившейся ситуации Киев прибегает к политике двойных стандартов: прибывших в порт Бердянска пожарных не пустили на борт «Норда», утверждая, что там находятся граждане России, а консула РФ — под предлогом нахождения граждан Украины. Погранслужба Украины вынуждала моряков признать себя гражданами Украины, причём писать отказ от российского не нужно, а достаточно, чтобы родственники привезли задержанным их украинские паспорта, но экипаж отказался. Капитан судна Владимир Горбатенко объяснил, что в таком случае их бы также судили, но по законодательству Украины, и их положение было бы намного хуже.
Сегодня начальник управления надзора за уголовным производством Прокуратуры Автономной Республики Крым, входящей в структуру Генеральной прокуратуры Украины, Игорь Поночовный сказал в эфире «Радио Крым.Реалии», что моряки «Норда», скорее всего, вернутся в Керчь. Однако пока это только слова. Вскоре херсонский суд отложил рассмотрение дела капитана судна, ссылаясь на загруженность, а адвокаты сообщили, что мужчину не доставили на заседание.