Встреча должна пройти в мае. На ней будет рассматриваться вопрос о введении миротворцев ООН в зону конфликта в Донбассе.
Напомним, что Запад и Украина хотели бы размещения «голубых касок», как на линии соприкосновения, так и на самой территории ЛДНР, а также на границе между ЛДНР и Россией. В то же время Россия согласна на размещение миротворцев только на линии соприкосновения.
Опрошенные изданием Ukraina.ru эксперты скептически относятся к встрече в Ахене, а с другой стороны не видят в ней нечего, чтобы вызывало тревогу. Они полагают, что без участия России её результаты, если они будут противоречить интересам последней, обречены на провал.
По югославскому принципу
Так Денис Пушилин, спикер Народного совета ДНР и представитель ДНР на переговорах в Минске, напоминает, что участники встречи, чтобы они в итоге не приняли, должны помнить о том, что решение по вводу миротворцев принимают не они, а Совет безопасности ООН.
«Нормандским форматом эту встречу назвать нельзя, потому что нормандский формат — это четыре участника: Россия, Украина, Германия и Франция. А так это просто встреча руководителей Франции, Германии и Украины.
Что касается того, что они будут обсуждать на встрече, то скажу, что обсуждать они могут всё, что угодно. На подобных встречах каждый может высказывать свои мнения, свои позиции, свои пожелания, в том числе и свои фантазии. Однако в плане окончательного принятия решения и вынесения его в качестве руководства к действию для тех, кто в этой встречи не участвовал, такого в принципе быть не может», — говорит Пушилин.
Он пояснил, почему так считает.
«Во-первых, решение принимается в ООН. Во-вторых, есть одно обязательное условие, которое применяется с момента распада Югославии: две стороны конфликта на добровольной основе поддержали введение миротворцев. Если одна из сторон не поддерживает это, то введение миротворцев исключено. Соответственно без согласия жителей ДНР и ЛНР такое решение как обязательное для нас принято быть не может, чтобы там не заявлял, и как бы там не пиарился Петр Порошенко», — не сомневается Пушилин.
Что касается того, почему эта встреча пройдет без участия России, то спикер Народного совета высказал следующее предположение:
«Тут трудно назвать причину. Возможно, она заключается в том, что Порошенко трудно высказать свою позицию и при этом получить одобрение от своих западных кураторов. Естественно, в присутствии России делать ему это сложнее.
То, что он придает больший статус встрече, чем просто встрече руководителей государства, называя его Нормандским форматом, ему это нужно для поднятия статуса и для обычного пиара», — уверен Пушилин.
Без учета интересов России ничего не будет
Российский политолог Денис Денисов напоминает, что решение по миротворцам принимает Совет Безопасности ООН, в котором Россия является постоянным членом и обладает правом вето, поэтому Украина, Германия и Франция при выработке своего решения по «голубым каскам» должны помнить об этом обстоятельстве.
«Подобного рода встречи, безусловно, допустимы и даже возможны. Мало того, они могут быть полезны. Другое дело, что в настоящий момент остается единственный изложенный конкретизированный план введения ограниченного контингента в Донбасс, цель которого — обеспечение безопасности представителей мониторинговой миссии ОБСЕ. Многие его считают ограниченным вариантом миротворчества.
Других предложений, официально опубликованных и обсуждаемых, просто нет. Все заявления украинской стороны о необходимости размещения миротворцев на границе Украины и России остаются не более, чем пустыми лозунгами. Они направлены на затягивание самого процесса, связанного с подобного рода инициативами, потому что украинская сторона не удосужилась подготовить формальный документ, в котором была бы прописана четкая миссия и четкий мандат возможных миротворцев, исходя из которого, можно было бы начать обсуждение», — указывает Денисов.
Политолог советует не верить Порошенко, когда тот заявляет, что по вопросу миротворцев уже есть какое-то готовое решение.
«Вот и получается, что возможная встреча в Ахене представителей Украины, Германии и Франции может быть направлена на обсуждение некоторых других вариантов размещения «голубых касок». Тут есть интересная подводка с украинской стороны — Порошенко уже заявляет, что есть какие-то договоренности, и что это чуть ли не решенный вопрос.
Но тут не надо забывать, что это решение проходит через Совет безопасности ООН, в котором не Украина является постоянным представителем с правом вето, а Российская Федерация.
Он прекрасно знает, что если будет разработано в рамках трех государств какое-то предложение, не учитывающее интересов России, то вероятность того, что оно будет одобрено Советом безопасности ООН, минимально», — напоминает Денисов.