На Украине энтузиасты отмечают 100-летие со дня первого Курултая (то есть общенационального съезда) крымскотатарского народа. Значимость сборов подчёркивает официальное обращение премьер-министра Владимира Гройсмана, в котором он особо подчеркнул: «Вопрос освобождения Крыма, защиты крымских татар является одним из приоритетов нашей совместной работы. Правительство делает все возможное, чтобы защитить наших соотечественников от оккупантов, чтобы крымские татары снова свободно жили на своей земле… Верю, что следующий Курултай будет созван на освобожденной от оккупантов крымской земле».
Итак, смысл мероприятия в обращении господина Гройсмана раскрыт полностью — от далекой истории к нашим дням. Хотя с подобными аналогиями я, на месте господина Гройсмана был бы поосторожней — именно ярые сторонники «независимости любой ценой» массово уничтожали украинских и крымских евреев во время нацистской оккупации.
А началось всё действительно в 1917 году, когда на волне Февральской революции, что привела к коллапсу российской государственности, начали массово появляться различные национальные представительства. Крым в этом отношении не был исключением. 25 марта 1917 года в Симферополе был созван Всекрымский мусульманский съезд, а 30 ноября того же года (что и отмечается ныне) были избраны делегаты Курултая, вскоре провозгласившие создание «Крымской Народной Республики».
Подобных республик в то время провозглашалось превеликое множество, но задним числом нынешний киевский режим одни признает «демократическими» и достойными увековечивания, вроде восславленной сегодня Гройсманом Крымской Народной республики, а другие враждебными и подлежащими проклятию — например, куда более важную для истинной истории Украины Донецко-Криворожскую республику со столицей в Харькове. Во всяком случае, господин Гройсман в своём приветствии подчёркивает, что именно «первый Курултай показывает, насколько древними являются демократические традиции в Украине и Крыму».
Провозглашённая Крымская Народная республика просуществовала буквально два месяца. Её цель — отторжение стратегически важного для судеб России полуострова, за который она боролась веками, и установление в Крыму турецкого протектората было категорически неприемлемо для любой стороны конфликта в гражданской войне (включая претендовавшие на полуостров власти в Киеве). Впрочем, за короткое время своего существования «демократическая республика» всё-таки успела отметиться расстрелами коммунистов, грабежами имений на Южном берегу и провалившимся походом на Севастополь. После разгрома отрядов Крымской республики краснофлотцами, она прекратила своё существование, но стала некой вехой и ориентиром для мечтающих об исламской государственности на полуострове.
Эту мечту в полной мере использовали гитлеровские пропагандисты, привлекая крымских татар на свою сторону во время Великой Отечественной войны. Как известно, сотрудничество с немецкими оккупантами приняло столь широкий размах, что закончилось депортацией целого народа. Несправедливо наказывать всех поголовно, о чем так много и справедливо говорят нынешние представители крымскотатарской общественности, но так же несправедливо и умалчивать о реальных преступлениях коллаборантов: о депортации русского населения южного берега Крыма, об участии в карательных экспедициях против крымских партизан, об охране концлагерей, об истреблении евреев, а заодно — и исповедовавших иудаизм караимов (кто там разбирался в этих тонкостях). Только в концлагере Красный было убито более 15 тысяч советских граждан.
Из чащи исторических обид и ошибок в 1991 году родилась идея созыва «Второго курултая» (очевидная преемственность с «Первым»), который и учредил квазигосударственный орган управления — меджлис, ныне выступающий активным союзником киевской власти. Причём союзником ситуативным, ненадежным, ни на минуту не теряющим из вида основную цель — обособление Крыма не только от России, но и от Украины. Разумеется, говорить о том власти в Киеве не желают, поскольку уже четыре года живут по принципу «об этом я подумаю завтра».
«Сегодня, как и 100 лет назад, на крымскую землю снова пришел враг. В оккупированном Крыму крымские татары подвергаются жестоким притеснениям и репрессиям. Оккупационные власти преследуют их, бросают в тюрьму, фабрикуют липовые дела, а также коварно убивают…» — заявил Гройсман. «Враг», надо полагать, это русские. Мучают местное население крымскотатарскими национальными школами и телеканалами, тиранят освобождением от многолетних меджлисовских поборов. Смешно, когда о демократии рассуждает человек, чьё правительство которого бросило в тюрьму — по разным оценкам — от полутора до пяти тысяч политических заключённых.
Мне друзья сообщили, как на неком юбилейном банкете тамада предложил тост за то, что «Крым скоро вернётся». Возможно, там и дальше пили — за изгнание всех проголосовавших на крымском референдуме, за покорение жителей Донбасса, мысленно танцевали на развалинах Кремля… Но поутру они проснулись, а Крыма как не было — так и нет.