«Вести» выяснили, что же произошло с внешне успешной туркомпанией и как застраховаться от испорченного отдыха.
Банкротства раз в год
Как сообщали «Вести», сотни туристов от IdrisKa tour на прошлой неделе застряли в аэропортах на острове Тенерифе, на материковой Испании и в Украине, поскольку туроператор не оплатил авиакомпании их возвращение домой или вылет на курорты. В выходные ситуацию разрулил сам перевозчик, согласившись доставить туристов в долг. «Компания-заказчик IdrisKa tour оплатила только 5% от общей задолженности по оплате стоимости рейсов. Компания возместит остаток затрат на рейс за свой счет», — сообщили в DART Ukrainian Airlines.
Тех туристов, которые заплатили за отдых, но еще не уехали, IdrisKa tour приглашает с понедельника в свой офис — подавать документы на возврат средств. «Возвраты будут, хотя не так быстро, как хотелось», — говорят в компании. Пообщаться с директором компании Ириной Субботиной вчера не удалось. Нам пообещали, что она перезвонит, но на связь в итоге никто не вышел.
Истории, как с IdrisKa tour, по словам экспертов отрасли, в Украине случаются примерно раз в год. Самое крупное банкротство произошло в 2015 году с компанией News Travel, а в 2014 году закрылась компания Iltour (при этом в России в 2014-2015 годах произошел настоящий обвал на рынке туруслуг, когда банкротами себя назвало много компаний-лидеров).
«IdrisKa tour — компания не крупная, она не входит в топ-10 туроператоров. И пока нельзя говорить, что она банкрот и идет с рынка. Два неотправленных чартерных рейса — это немного», — глава Центра развития туризма в Украине Владимир Царук
«Вот когда ушла News Travel, у людей действительно было много проблем и судов. Но добиться чего-то в таких историях очень сложно. Дело в том, что в Украине очень сложная процедура признания банкротства, и это может длиться годами. И когда собственники компании понимают, что дело идет к банкротству, они выводят все активы, так что даже если люди выигрывают суд, получить с туроператора они ничего не могут», — уточнил он.
Бойца ато поселили в «Кремле»
Переделки, в которые попадают украинцы по вине туркомпаний, бывают самые разные. Чаще всего их селят не в тот отель (или не с тем уровнем комфорта), который обещали, или не предоставляют должным образом медпомощь по страховке. И суды почти всегда становятся на сторону туристов. Помимо денег на отдых, те отсуживают даже моральные компенсации.
В июле этого года Королевский суд Житомира помог восстановить справедливость за «кремлевский» отель. В прошлом году семья с маленьким ребенком отправилась в Анталию, тур купили в пятизвездочный отель Кегvаnsагау Lага. Сначала самолет доставил их на отдых с 8-часовым опозданием, а уже в автобусе им сообщили, что их отвезут в другой отель, который является точной копией Кремля — Кгеmlin Palace Kundu.
«Мы являемся патриотами Украины, я лично принимал участие в АТО на территории Луганской области, и предложение поселиться в этом отеле было возмутительным. А представитель принимающей компании категорически отказался везти нас в отель, который был забронирован заранее. Поэтому, несмотря на позднее время суток и больного малолетнего сына, мы были вынуждены приехать в «Кремль» и переночевать там, пока нам не нашли другой отель. В итоге были испорчены двое суток отдыха из семи запланированных», — объяснили туристы. Они получили компенсацию — половину суммы, потраченной на путевки (19,5 тыс. грн), и еще 12 тыс. грн морального ущерба.
А жители Донецкой области приобрели экзотический тур по странам Скандинавии «Магия севера». Из Копенгагена должны были вернуться в Стамбул, а оттуда в Харьков. Но авиакомпания рейс отменила, и семья из двух человек остались в чужой стране. «Мы были напуганы, денег было ограниченное количество. Нам пришлось за свой счет покупать билеты до Краснодара ($625), а оттуда поездом добираться до Днепра, что обошлось еще в $240», — рассказывают туристы, которые обратились в суд и выиграли. Им вернули деньги за билеты и еще обязали туроператора выплатить 10 тыс. грн за моральный ущерб.
Семейная пара из Львовской области купила путевку на отдых в Болгарию за 830 евро. Турфирма пообещала, что помимо всех документов оформит страховку. Но сотрудники забыли. И когда туристы выяснили, что в случае проблем со здоровьем могут оказаться в чужой стране без помощи, вышли на границе из автобуса. Домой добирались на такси, а по приезде потребовали вернуть стоимость тура и возместить моральный ущерб. Помимо тура и поездки на такси, суд обязал выплатить каждому из супругов по 1,5 тыс. грн морального ущерба.
Увеличат ответственность
Чтобы не иметь в отпуске проблем, планируя отдых, нужно настороженно смотреть на компании, которые занимаются откровенным демпингом, советует глава Всеукраинской ассоциации туроператоров Игорь Голубаха. «Если дают объявления «Купи одну путевку, получишь две» — это говорит о том, что у компании не все в порядке с финансами», — поясняет Голубаха. Более надежных признаков для обычных людей, к сожалению, нет, отмечают эксперты. «Украинские компании непубличны, и их финансовой отчетности никто не знает. То есть, насколько они стабильны и прибыльны, знают только их топ-менеджеры», — говорит «Вестям» гендиректор сети «Поехали с нами» Олег Кулик.
Также в случае банкротства туркомпании потребители часто оказываются никак не защищены, отмечают эксперты. И главная проблема, о которой они узнают впоследствии, состоит в том, что финансовые гарантии (страховка), которые при получении лицензии предоставляют туроператоры, очень маленькая — всего 20 тыс. евро. Этого не хватает, чтобы, к примеру, оплатить самолет, который заберет людей, не говоря уже о том, чтобы раздать долги в случае банкротства.
«Сейчас готовятся изменения в Закон Украины «О туризме», предусматривается увеличение страхования до 5% от оборота. Также предусматривается, что это страхование начинает «работать» в течение одного дня после возникновения случая, а не когда кто-то кому-то укажет. Ведь с IdrisKa tour вопрос поднимали на уровне Минэкономики и Мининфраструктуры — должен или не должен лететь за туристами авиаперевозчик», — сказал «Вестям» Игорь Голубаха.
Есть также идея создать фонд, куда все крупные туроператоры будут делать взносы, а в ситуации, когда кто-то вдруг уходит с рынка или случается другой форс-мажор (лопаются авиакомпании), — брать оттуда помощь пострадавшим.
Поселили в отель, который закрывался
Свежей историей испорченного отдыха поделился в Facebook депутат Киеврады и владелец сети супермаркетов «Фуршет» Артур Баленко. По его словам, на прошлой неделе с помощью одного из крупнейших туроператоров он уехал отдыхать в Турцию. На месте оказалось, что отель, в котором их поселили, на грани закрытия — кондиционеры не работают, рестораны закрыты, в номерах не убирают и нет горячей воды.
«Менеджер отеля сообщила, что три-четыре недели назад они предупредили всех туроператоров, чтобы те не продавали отель, так как в нем не могут обеспечить сервис. То есть наша туркомпания знала и все равно предложила и продала тур и даже не предупредила», — возмущался Баленко, добавляя, что звонки в центральный офис окончились ничем. А вот менеджер по продажам туроператора всю вину переложила на менеджера, у которого турист непосредственно покупал путевку.
Ярослав Маркин, Евгения Иванова