Днепровская бойня: что это было?
По свидетельствам очевидцев происшествия, в кафе сидела компания из трех-пятерых мужчин, затем к нему подъехали два автомобиля, из которых вышли четыре человека, направившихся к указанной компании. Бурное выяснение отношений вскоре переросло в стрельбу между ее фигурантами. Люди, вышедшие из автомобиля, имели два автомата Калашникова, а их оппоненты — предположительно, травматические пистолеты. Кафе и прилегающая территория превратились в арену боевых действий: были слышны продолжительные автоматные очереди — случайные прохожие и посетители заведения не пострадали чудом.
«Это были выстрелы из трех видов оружия. Всего было больше двух десятков выстрелов. Вокруг началась паника, я видел, как женщины с детьми бежали к подъездам», — рассказал свидетель Павел Крайтор местным СМИ.
Другой очевидец, женщина, утверждала, что стрельба продолжалась не менее трех минут. Она выглянула в окно и увидела бегущих в панике людей, кричащих «Уводите детей, здесь стреляют!»
Согласно данным, имеющимся у полиции, конфликт имел место между ветеранами АТО, которых возглавлял адвокат Эдмонд Саакян, получивший широкую известность за то, что в зоне АТО возил на своём автомобиле предмет, похожий на отрезанную человеческую руку (по словам его жены, это «лапка ополченца»), — и криминальными элементами. Двое погибших являлись как раз бывшими атошниками: от выстрела в голову моментально скончался экс-боец 11-го мотопехотного батальона 59-й бригады Максим Иващук, в больнице — экс-доброволец 20-го мотопехотного батальона 93-й бригады Алексей Вагнер. Саакян получил пять пулевых ранений, но жизненно важные органы не были задеты, он находится в больнице в сознании. В свою очередь, ведя ответный огонь из охотничьего карабина, ему удалось ранить четверых нападавших.
«Отстрелял все десять патронов, больше при себе не было. У нападающих было два автомата и, наверное, дробовик или ружье, так как одно ранение ноги дробовое. Ребята, которые были с братом, вообще безоружные. Когда все стихло, ко мне подбежал брат, который не пострадал. Он меня на машине отвез в больницу, а раненым вызвал скорую», — рассказал Саакян в интервью изданию «Цензор.нет».
Впоследствии полиции удалось задержать четырех нападавших, один из них — иностранец. Сейчас они находятся в больнице под охраной правоохранителей, у двоих имеются очень серьезные ранения. По факту инцидента следственным управлением ГУНП в Днепропетровской области начато уголовное производство по п.1 ч.2 ст.115 Уголовного кодекса Украины (умышленное убийство).
Интересно, что погибший Вагнер и раненый Саакян были участниками столкновений в Днепре во время празднования Дня победы в 2017 году, когда группа бойцов АТО напала на активистов акции «Бессмертный полк» у Монумента славы. В связи с этим некоторые представители «патриотических» кругов утверждали, что конфликт связан с местью на политической почве.
«Саакян контролировал ход расследований по событиям 9 мая в Днепре со стороны ветеранских организаций, не давая спустить эти дела «на тормозах», — написал в Facebook ветеран АТО Игорь Филиппов.
Впрочем, в полиции подобные мотивы отметают. «Этот конфликт — исключительно экономические интересы двух сторон. Со стороны Саакяна и его брата, и второй стороны, которую мы сейчас устанавливаем», — рассказал начальник криминальной полиции Днепропетровской области Олег Грозь в комментарии журналистам. Он уточнил, что стрельбе предшествовала запланированная встреча конфликтующих сторон.
На это же указывает и сам Эдмонд Саакян. По его словам, настоящая причина конфликта — спорный вопрос в строительном бизнесе между его братом Эдуардом и бизнесменом, гражданином Израиля, Шоломом Накшоном. Эдуард Саакян был партнером Накшона и на встрече должны быть урегулированы взаимные претензии, однако последний привел с собой вооруженную «группу поддержки», развязавшую стрельбу.
К слову, по неподтвержденной информации ряда СМИ, Накшон сейчас также находится в больнице. Он — известный местный бизнесмен, на которого зарегистрировано несколько фирм. На сайте еврейской общины Днепра сказано, что он наряду с Игорем Коломойским и Геннадием Корбаном является членом Попечительского Совета еврейской общины.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Украина — это мы»: бандитизм под маской патриотизма
Конечно, во всех деталях происшествия в Днепре еще предстоит разобраться следствию, но оно яркое свидетельство того, что на Украине фактически господствуют нравы «лихих 90-х», когда вопросы решались путем «стрелок» бандитских бригад, заканчивавшихся, как правило, множеством трупов. Если к началу 2000-х этот откровенный беспредел удалось преодолеть, то после Майдана и начала войны в Донбассе страна переживает криминальный ренессанс. Виной тому является неконтролируемый поток оружия из зоны АТО и зачастую бывшие атошники создают разные «патриотические» организации либо откровенные ОПГ, участвующие в борьбе за передел власти и собственности. Ведь они часто верят в свой «героический ореол», созданный в СМИ, который должен служить индульгенцией от закона и правоохранительных органов. А «реформированная» полиция с подобными вызовами откровенно не справляется, показателем чему являются увеличивающаяся преступность.
«Антикиллеры»
До Майдана случаи, аналогичные вчерашнему, были для Украины уникальным ЧП, но в последнее время они все чаще становятся нормой. Достаточно взглянуть на новости последней недели и убедиться, что она насыщена «подвигами» бывших и действующих «антитеррористов» — воинов АТО.
Так, 21 июля один военнослужащий был осужден на 5 лет лишения свободы за то, что расстрелял полковника ВСУ, мешавшего ему распивать алкоголь. Согласно материалам дела, полковник ВСУ, заметивший употреблявшего спиртного командира артиллерийского оружия, решил сделать ему замечание и потребовал «подобающего для украинского военного поведения». В ответ он получил сначала нецензурную брань, а затем очередь из автомата прямо под ноги.
Днем ранее, 20 июля, двое бойцов ВСУ совершили групповое изнасилование жительницы Харькова в Старобельске Луганской области. К женщинам подсели два нетрезвых человека в военной форме и настойчиво пытались познакомиться, а когда подруги попытались уйти, насильно усадили их за стол.
«Нас даже в туалет под конвоем водили. Мы тогда решили схитрить: сделали вид, что согласились с ними «погулять» и пригласили потанцевать. Дождались, пока расслабятся, и бросились в разные стороны. Дальше я, как условились, побежала домой. Но подруга пришла только через два часа — в порванном платье, с ссадиной на голове», — утверждала подруга пострадавшей. Как оказалось, военные решили «проучить подругу в наказание».
В Днепропетровской области младший сержант-контрактник ВСУ украл автомат у сослуживца — старшего лейтенанта, который оставил АКС-74у без присмотра в кабине грузовика во время разгрузки имущества воинской части в пгт. Мелиораторное. В итоге по решению суда, опубликованному 22 июля, лейтенант был признан виновным в уголовном преступлении — потере вверенного для служебного пользования оружия, да еще и в особый период АТО. Суд назначил лейтенанту наказание в виде служебного ограничения сроком на 2 года с удержанием 10% денежного обеспечения в доход государства. Примечательно, что вина сержанта в краже этого автомата судом даже не рассматривалась.
В тот же день, когда произошла бойня в Днепре, только утром, в селе Погребище Винницкой области произошел взрыв, в результате которого погиб 48-летний хозяин, являвшийся ветераном АТО. По предварительным данным, взорвалась граната РГД-5, которую он незаконно хранил дома, чудом не пострадали родственники погибшего.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Одесские короткометражки политических украинцев
Таким образом, криминализация общества, осуществляемая с помощью атошников в последние годы, является огромной проблемой для Украины. Чтобы решить ее, необходима политическая воля со стороны властей, но у действующей правящей элиты ее нет, поэтому обычным гражданам и в дальнейшем придется смотреть на улицах в оба: не идет ли где ветеран-«герой» с чекою в руке.