«Если мы говорим, что Минск является нейтральной платформой, куда съезжаются все для переговоров, то после такого голосования [Беларусь проголосовала против резолюции. — Еврорадио] мы не можем на подобное рассчитывать», — заявила депутат.
Чем отзовётся белорусам принципиальность в ООН и готовы ли другие участники «четвёрки» к переносу переговоров в другое место? Пять тезисов на этот счёт от белорусского политолога Евгения Прейгермана:
— Для того, чтобы перенеслась площадка, должно быть соглашение между всеми участниками «Нормандского формата». Кроме Украины и России, это ещё и Франция, и Германия. Всем уже понятно, как «это работает» здесь, в Минске. Зачем им начинать с нуля в другом месте? Несколько недель назад я в Германии встречался с людьми, которые работают с Минскими соглашениями, и никакого желания что-то куда-то переносить не увидел.
— Несколько недель назад я был также и в Киеве. Это было ещё до последнего голосования в ООН, но уже тогда многие были недовольны Минском и говорили о переносе переговоров. В Киеве до сих пор помнят, что Беларусь фактически поддержала Россию в голосовании по резолюции в 2014 году [27 марта 2014 года Генеральная Ассамблея ООН признала крымский референдум об отделении от Украины незаконным. Беларусь голосовала против резолюции. — Еврорадио]. То, что случилось сейчас, придало сторонником давления на Беларусь более силы.
— Не стоит ожидать, что позиция Беларуси в ООН [в декабре ожидается ещё одно голосование по Украине. — Еврорадио] категорически изменится. Так, заявления Украины — основного участника конфликта и переговоров — очень неприятные для Беларуси, и ставят под сомнение региональную перспективу разговаривать дальше. Но в Киеве, который ждёт от нас каких-то невероятных шагов, должны понять, что мы находимся в тяжёлых условиях. И там должны понять, что чем выше наша безопасность, тем выше их безопасность. И нужно помогать друг другу, чтобы ситуация в регионе не выходила из-под контроля. Заявления о замене минской площадки этому не способствуют.
— Иногда мне кажется, что про нашу нейтральную позицию в Украине никто вообще слышать не желает. Они склоняют нас к тому, чтобы выбрать какую-либо сторону? Удивительно, что в Киеве не понимают, что если нам придётся выбирать, это будет не украинская сторона. Поэтому Украине нужно снизить градус напряжения в публичном пространстве.
— Могла ли Беларусь воздержаться на голосовании в ООН, как это сделали 76 других стран? Это вопрос не ко мне. Но соглашусь, что нам нужно более сильное нейтральное позиционирование — и для того, чтобы оставаться переговорной площадкой, и для того, чтобы сохранить свою безопасность. Что можно ответить на «наезд» со стороны Анны Гопко? Площадка в Минске гарантирует для Украины дополнительную безопасность с севера. Если «Нормандская четвёрка» уйдёт отсюда, для русской стороны будут меньше весить наши аргументы по поводу того, что мы не можем размещать на своей территории их военные базы.