Я считаю, что главная причина подъема этих буквально экстремистских популистских фигур — в нас самих и в нашей болтовне о демократии. Мы только говорим о демократии, но больше не живем ею.
Возможно, я выбрал немного резкое название, но, честно говоря… Как недавно сказала Мадлен Олбрайт в интервью в прямом эфире на британском канале, рейтинг популярности — это то, что определяет тенденцию.
Во время этого эфира меня заинтересовал вопрос, который касался угрозы подъема агрессивной популистской демагогии «не» только в Европе. К сожалению, с ответом я согласен не полностью.
Я считаю, что главная причина подъема этих буквально экстремистских популистских фигур — в нас самих и нашей болтовне о демократии. Мы только говорим о демократии, но больше не живем ею. Настоящая правда и любовь одержат победу над… Но не дай Боже, чтобы подобное сказал кто-то, кто нам не нравится. Во мне крепнет убеждение, что вместо того, чтобы дискутировать, мы предпочитаем искать компанию единомышленников. Группу, к которой мы просто присоединимся и где обругаем кого-нибудь (или захвалим) все вместе. «Мозгового штурма» и поисков решения с помощью взаимной конфронтации нет. Эффективность и продуктивность утрачены.
Постоянное признание и поддержка билатерального восприятия мира превратились для нас в рутину. Но времена, когда мир был черно-белым, — давно в прошлом.
1. США/ЕС против России/Китая.
2. Бедный против Богатого.
3. Хороший против Плохого.
4. Земан против остального мира.
Наверное, я действительно — российский агент-провокатор, но я не могу не видеть мир «где-то посредине». Мне не нравится, когда кто-то постоянно вынуждает меня выбирать.
Если ночью мне позвонит лучший друг и скажет, что ему нужно спрятать тело его жены где-нибудь в лесу, я вызову полицию. Я сделаю то, что считаю правильным. Но при этом я могу навещать этого друга в тюрьме, и нашу дружбу необязательно заканчивать из-за бесконечного количества переменных. Однако в духе современных тенденций я должен выбирать. А я этого не хочу.
Ни один из двух лидирующих кандидатов в президенты США не был моим фаворитом, но если бы уж мне пришлось выбирать, я бы выбрал Трампа.
Почему? У меня на то много причин, но не это главное. Главное, что это мое мнение, и я никому его не навязываю. Разумеется, я тоже задаюсь вопросом о том, что же теперь будет, но одновременно я знаю, что к кампании это не имеет никакого отношения. Концепция президентской кампании в США совершенно не похожа на нашу.
Президентская кампания в США — это Шоу, которое ничего не говорит о том, что будет происходить на самом деле.
И в этом сходство с нашими кампаниями. Если бы мы рассчитывали на то, что избранные нами руководители сдержат обещания с плакатов, то после некоторого анализа нам некого было бы выбирать. Правда, как мне кажется, чехи менее наивны.
То же самое и с Путиным.
Я не обязан его любить, не обязан во всем соглашаться. Но если задуматься, хороший ли он президент… Я думаю, да. Скажете: только для России? Ну и что! Это российский президент, так что для кого еще ему быть «самым лучшим»?
Если существуют вещи, которые нам не нравятся в Путине и нынешней политической ситуации, мы должны с этим что-то делать. Но неужели вы на самом деле решаете конфликты со своим партнером, критикуя его?
Критика без дискуссии неэффективна и никогда ничего не принесет. Нынешняя холодная война между Россией и остальным миром начинает набивать оскомину и никому ничего не несет. Печально, что в последнее время мне все реже кажется, что кто-то хочет что-то решать. Неужели я единственный, кто приветствовал бы конструктивные изменения? Ну и дела! У меня ощущение, что люди удовлетворились выбором той или иной партии и совместной болтовней. Но вот попыток конструктивно решать ситуацию не видно и не слышно.
Давайте сталкивать друзей и дискутировать с неприятелями.
Мир — не черно-белый.